Можно ли лишить Россию футбольного чемпионата мира?

До старта футбольного чемпионата мира в России остается ровно три года. Впрочем, вопрос – состоится ли всепланетное первенство в нашей стране? – сегодня гораздо более открыт, чем еще совсем недавно.

До старта футбольного чемпионата мира в России остается ровно три года. Впрочем, вопрос – состоится ли всепланетное первенство в нашей стране? – сегодня гораздо более открыт, чем, например, в декабре 2010-го, когда Международная федерация футбола только собиралась проводить выборы страны-организатора, или даже в середине нынешнего мая, за несколько дней до начала скандального конгресса ФИФА.

Напомню, заседаниям главной организации мирового футбола предшествовали события крайне неординарные – швейцарские правоохранители по запросу из Соединенных Штатов арестовали нескольких действующих и бывших спортивных функционеров самого высокого ранга – уровня вице-президентов ФИФА и руководителей служб.

Сделано это было в рамках ведущегося в США расследования о коррупции. Выявив собственных взяткодателей, которые, как оказалось, "покупали" право на проведение Кубка Америки-2016, американская полиция и ФБР вышли на чиновников ведомства Йозефа Блаттера.

В итоге конгресс проходил под небывалым давлением, но по его итогам, казалось, "непотопляемый" Блаттер, который шел и был избран на свой пятый президентский срок, посрамил и скептиков внутри ФИФА, и критиков извне. И все же всего через несколько дней 79-летний швейцарский чиновник на специальной пресс-конференции заявил о том, что уйдет в отставку, чтобы "снять с организации подозрения и дать ей шанс измениться".

История победы Йозефа Блаттера на майских выборах с его последующим "саморазоблачением" еще ждет своих исследователей. Уверен, что история эта далеко не закончена, но всех поклонников футбола в России интересует не столько ставшая в одночасье скандальной фигура президента ФИФА, сколько влияние последних событий вокруг руководимой им организации на ситуацию с проведением в нашей стране чемпионата мира 2018 года.

Говоря словами простого фаната, вопрос стоит так: отнимут у нас мировое первенство или нет?

Здесь надо напомнить, что после выборов 2010 года наша страна оказалась формально "повязана" с Катаром, одновременно получившим право провести чемпионат мира-2022. Россия тогда опередила в ходе голосования Англию, а также совместные заявки Бельгии и Голландии, Испании и Португалии. Катар победил США, Австралию, Японию и Южную Корею.

Но сразу после выборов в западной прессе много говорилось о нечистоплотности предвыборных кампаний арабского футбольного "карлика", и, якобы, российской стороны. Впрочем, разговоры о нефтедолларах двух стран, потраченных на подкуп чиновников ФИФА, до поры так и оставались разговорами.

Все вернулось на круги своя после нынешнего майского скандала. Американские правоохранители продолжают расследование коррупции в ФИФА, добавив к истории вокруг Кубка Америки более свежие данные о взяточничестве на выборах страны-организатора чемпионата мира-2010, который прошел в ЮАР. И отдельные подозреваемые, якобы, уже признались в получении финансовых бонусов за свои голоса.

Швейцарская же полиция сразу после проведенных по запросу из США арестов, завела собственное дело на "неизвестных лиц", связанных с коррупцией при подготовке к мировым первенствам 2018 и 2022 годов. То есть, Катар и Россия остаются под подозрением.

В случае с чемпионатом мира на российской территории следует добавить и политическую составляющую. После украинского кризиса и событий, связанных с присоединением к нашей стране Крыма, многие авторитетные политики в Западной Европе и за океаном напрямую высказывались о необходимости бойкота футбольного чемпионата мира-2018. Затем основной мыслью "ястребов" стало лишение России права на проведение первенства. Идея эта значительно окрепла после майского скандала.

Итак, какими могут быть пути переноса футбольного чемпионата из России в другую страну?

Наиболее привлекательным для наших недоброжелателей по всем юридическим меркам могла бы стать ситуация, при которой будут найдены доказательства коррупции при выборах заявки нашей страны в ходе исполкома ФИФА. За 5 прошедших лет ничего существенного, кроме подписания стандартного спонсорского соглашения между Международной федерацией футбола и компанией "Газпром", обнаружено не было.

Но "история с продолжением", когда фигуранты по делу о взятках на Кубке Америки-2016 вдруг вспоминают, что брали деньги и в ходе выборов страны-организатора чемпионата мира-2010, показывает – ничего невозможного нет.

Вторым возможным сюжетом все-таки остается вероятность бойкота мирового первенства в России в связи с событиями на Украине. Во-первых, не следует недооценивать уровень влияния политического руководства западных стран на своих футбольных чиновников.

А во-вторых, идея проведения в 2018 и 2022 годах альтернативного чемпионата мира весьма близка самим спортивным функционерам, например, в Европейском футбольном союзе: представители Норвегии и Дании уже предложили провести подобный турнир с участием команд Европы и ведущих стран Америки. Правда, предложение это возникло до объявления Блаттером о своей добровольной отставке.

Третий достаточно формальный путь, как ни странно, прописан в официальных документах ФИФА: одна из статей устава этой организации предусматривает изменение географии проведения футбольных турниров по причине "непредвиденных обстоятельств и форс-мажора".

К слову, этот подход уже применялся в истории футбола, хотя и крайне редко. Примером может служить, разве что, перенос женского футбольного мирового первенства из Китая по причине вспышки в этой стране в 2003 году атипичной пневмонии.

Возможен ли подобный подход к чемпионату мира в России? Безусловно! Ведь само довольно расплывчатое определение "непредвиденных обстоятельств и форс-мажора" дает широчайшие возможности его толкования. И здесь уже очень многое будет зависеть от фигуры преемника Йозефа Блаттера на посту главы ФИФА.

Новый человек во главе Международной федерации футбола – это главная загадка для всех заинтересованных сторон. Именно он, избранный на внеочередном конгрессе ФИФА в период с декабря 2015-го по март 2016 года, будет определять отношение его ведомства к большинству спорных вопросов мирового футбола, каковым, к сожалению, с некоторых пор является и ситуация вокруг проведения в России чемпионата мира 2018 года.