"Нормандия-Неман": память о Победе переехала в Ле Бурже

Во французском Ле Бурже открылась выставка, посвященная легендарной эскадрилье "Нормандия-Неман". В павильоне представлены документы и личные вещи летчиков и механиков авиаполка. Главным экспонатом стал отреставрированный истребитель Як-3.

Во французском Ле Бурже открылась выставка, посвященная легендарной эскадрилье "Нормандия-Неман". В павильоне представлены документы и личные вещи летчиков и механиков авиаполка. Главным экспонатом стал отреставрированный истребитель Як-3. Именно на этих самолетах 20-го июня 45-го года во Францию из Советского Союза вернулись летчики эскадрильи.

Самому старшему 97, молодежи — "всего" 89. Больше полувека назад они прошли, а точнее, пролетели пол-Европы в составе Французского боевого соединения. А в Париже до этого дня — так уж вышло — ни разу не были.

- Слов нет, чтобы описать! Не зря мы приехали сюда на склоне лет…

Николай Федорович на Великую Отечественную попал уже опытным авиамехаником: воевал еще в 39-м на Халкин-Голе. Казалось бы, не боевой пилот – скорее, обслуживающий персонал. Но именно такие, как он, сделали "Нормандию-Неман" самым успешным воздушным соединением Франции. В СССР многие добровольцы будущего полка приезжали почти без боевого опыта. Советские механики, что называется, поставили на крыло.

"Французы сами отказались от своих механиков, тогда нас вызвали на фронт. Я обеспечил 109 боевых вылетов!" — рассказывает механик самолета авиаполка "Нормандия-Неман" Николай Ветров.

Мой отец умер молодым, еще в 1964-м. Но мы всегда знали, что для них, тогда молодых французов, это была большая честь — возможность сражаться против фашистов, даже вдали от Родины", — рассказывает сын пилота полка "Нормандии-Неман" Эрви Перро.

В бывшем СССР их осталось не больше десятка. Во Франции — и вовсе один. Да и тот из дома уже не выходит. Последним, кто сохранял здесь, так сказать, материальную память о "Нормандии" был ее пилот Марсель Лефевр. В городке Лез-Андели он до самой смерти в 2010-м содержал что-то вроде личного музея полка. А потом у местных властей закончились деньги. И лежать бы экспонатам на складе до сих пор, если бы не помогли потомки тех, кому когда-то помогала эскадрилья.

"Наш долг — передать молодым поколениям память, а для этого нужно сохранить все эти свидетельства..." – убежден председатель совета директоров Банка "Зенит" Наиль Маганов.
"Было тяжело все собрать воедино, но для нас всё это свято, надеюсь, нам удалось передать дух", — говорит директор музея авиации и космонавтики Ле Бурже Катрин Манури.

На средства российских меценатов в новые помещения Музея авиации Ле Бурже перевезли фотографии, радиопередатчики, летную форму пилотов и даже основную боевую машину "Нормандии" — Як-3, последний из состава полка в мире.

"Мы полировали крыло, чтобы он был хоть немного быстрее "Мессершмита", — вспоминает летчик полка "Нормандия-Неман" Николай Кульпов.

"Память о такой войне должна быть вечной, теперь есть место, куда будут приходить молодые люди, и память останется", — говорит заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов
Вместе с ветеранами Второй Мировой цветы к мемориалу легендарного полка возлагали молодые летчики Пятой Республики и даже совсем юные школьники. Но вопроса, почему люди в советской форме носят высшую награду Франции, не возникло ни у кого. И, кажется, каждый здесь думал о том, что иногда наши страны, как французский пилот с русским механиком, и правда смотрят в разные стороны, но, когда это действительно нужно, стоят – на одной.