Речной вокзал: срочно нужна реставрация

Самый известный каменный лайнер и символ порта пяти морей – здание Северного речного вокзала столицы нуждается в срочной реставрации. Памятник архитектуры 1937 года постройки, при виде которого у пассажиров дух захватывало, растерял былое величие и продолжает тихо ветшать.

Самый известный каменный лайнер и символ порта пяти морей — здание Северного речного вокзала столицы нуждается в срочной реставрации. Памятник архитектуры 1937 года постройки, при виде которого у пассажиров дух захватывало, растерял былое величие и продолжает тихо ветшать. Проекта реставрации нет, работы все время откладываются. И дело, как выяснилось, даже не в отсутствии денег.

Груз нерешенных проблем вот уже много лет тянет Речной вокзал на дно — водные ворота Москвы покрылись ржавчиной, сквозь окна-иллюминаторы огромного — в форме корабля — здания едва пробивается солнечный свет. На террасе-палубе застыл без движения моряк в выцветшей бескозырке. От былого величия остались лишь воспоминания.

"Отсюда ходили суточные теплоходы — недорогие: трехместная каюта — всего три рубля, представляете?" — рассказывает москвич.

На борту этого архитектурного лайнера с величественными колоннами и изящной настенной мозаикой побывали тысячи пассажиров. Отсюда корабли шли к Балтике, Азовскому, Белому морю. Одни свой рейс ждали в мраморном холле, другие коротали часы в ресторане с видом на причал.

"Пиво хорошее продавали — чешское, в бочках. Возьмешь рыбку, приходишь, садишься и наслаждаешься", — вспоминает пожилой москвич.

Столичный порт наводняли толпы москвичей и туристов. Жизнь здесь не замирала даже с наступлением холодов, когда навигация прекращалась.

"Изначально здание создавалась как вокзал и как стадион. В зимнее время, когда водная гладь покрывалась льдом, оно могло использоваться для проведения соревнований. Открытые террасы были прекрасной площадкой, откуда можно было за ними наблюдать", — поясняет в интервью программе "Вести-Москва" историк архитектуры Борис Кондаков.

Шпиль здания венчает звезда весом полторы тонны — из меди, позолоченная, с серпом и молотом по центру. Та самая, что изначально стояла на Спасской башне Кремля. Фасад комплекса — это целая картинная галерея, выставка советских достижений — от реальных до утопических.

"Вот изображение Дворца Советов. Ни у кого не возникало сомнений, что он будет реализован. А тут мы его видим уже воплощенным, отсюда мы как бы можем попасть в Москву будущего", — продолжает Борис Кондаков.

О будущем самого вокзала пока говорят осторожно. Срочно нужна реставрация — привести в порядок аварийный комплекс, уверены специалисты, возможно

"Денег потребуется немало — думаю, миллиард-полтора, потому что нужно восстановить не только само здание, но и прилегающую территорию", — полагает генеральный директор ОАО "Гипроречтранс", председатель отделения "Транспортное строительство" Российской академии транспорта Владимир Рудаметкин.

Плана реконструкции еще нет, и когда начнется ремонт — неизвестно. Город готов взять на себя все расходы, но есть проблема: памятник формально находится в федеральном ведении. Проект передачи его Москве — на рассмотрении, и этот статус не меняется уже два года.