Реконструкция Мясницкой началась со старинных находок

Мясницкую улицу закрывают на реконструкцию на все лето. В результате мы должны получить еще одну благоустроенную зону для прогулок. Не исключено, что на улицу вернут и передовую технологию XIX века – уникальные призматические оконца Люксфера. В советское время их безжалостно закатали в асфальт.

Мясницкая улица в нынешнем виде доживает последние часы. С 6 июня ее закроют на реконструкцию на все лето. В результате мы должны получить еще одну благоустроенную зону для прогулок. Не исключено, что на улицу вернут и передовую технологию XIX века — уникальные призматические оконца Люксфера. В советское время их безжалостно закатали в асфальт.

Первые находки на Мясницкой улице обнаружились на 30-сантиметровой глубине в толще старого асфальта. Редкие сейчас осветительные сооружения, направлявшие солнечный свет в подвалы дома. Эти колодцы с чугунными решетками более ста лет покоились в толще дорожного покрытия у стен дома №10 — бывшего торгового дома предпринимателя Матвея Кузнецова. В этом доме торговали фарфором. А в подвале были складские помещения.

"Тут чередуются призматические и выгнутые стекла. Они дают, по расчетам, в подвал свет, через них он преломляется", — поясняет художник, архитектор Николай Аввакумов.

Строители, участвующие в реконструкции Мясницкой, даже не обратили внимания на эти колодцы с проржавевшими чугунными каркасами. Световые окна в куче мусора разглядели сотрудники столичного Музея архитектуры.

"Мы обмеряли эти решетки. Здесь у каждой витрины было по две круглых решетки. Чугунные, со стеклами, по ним люди ходили. Кроме того, фасад был из красного камня", — продолжает Николай Аввакумов.

Автор этого энергосберегающего решения — архитектор Федор Шехтель. Именно его на рубеже XIX и XX веков пригласил основательный и дотошный старообрядец Кузнецов — обустроить принадлежавший промышленнику район Москвы.

"Здесь постройки велись с 1903 по 1911 годы. Шехтель построил во дворах множество, больших складов", — рассказывает в интервью программе "Вести-Москва" ученый секретарь Государственного музея архитектуры им.А.В.Щусева Александра Степина.

На Мясницкой — несколько таких домов, есть похожие строения на Солянке, даже в ГУМе подвалы освещались так же.

"Это было архитектурным решением, потому что именно здесь решетки принципиально отличались. Вообще, Мясницкая была в Москве на тот момент самая прогрессивная", — отмечает Александра Степина.

Только сейчас она, забитая транспортом и пешеходами, тесна. Реконструкция предполагает сужение дорожного пространства и расширение пешеходного. Богатое озеленение улицы и декоративное освещение тротуаров с фасадами. Обнаруженные артефакты пока в архитектуру обновленной Мясницкой не вписали.