Выборы в Турции: неполная победа Эрдогана


фото EPA

В Турции правящая Партия справедливости и развития не сможет сама сформировать правительство – не хватило мест в меджлисе. На планах Эрдогана реформировать Конституцию и увеличить свои полномочия пока можно поставить крест. Другая новость для турецкого лидера – подъем прокурдских настроений.

В Турции правящая Партия справедливости и развития не сможет сформировать правительство самостоятельно — не хватило мест в меджлисе. А потому на планах Эрдогана реформировать Конституцию и увеличить свои полномочия пока можно поставить крест. Еще одна важная и неожиданная новость для турецкого лидера — подъем прокурдских настроений.

Победа с привкусом поражения: Партия справедливости и развития — все еще партия большинства, но не абсолютного, как ей хотелось бы. Это значит, что в ближайшие несколько лет Турция останется парламентской республикой, а Реджеп Тайип Эрдоган — ее президентом, но вынужденным прислушиваться к голосам оппозиции.

"Турция смогла отойти от обрыва", — так итоги выборов прокомментировал Селахаттин Демирташ, глава Народно-демократической партии. Впервые она — в парламенте и взяла минимальный 10-процентный барьер с запасом. Это значит: за прокурдским движением — почти 80 депутатских кресел и реальный политический вес.

Социальная программа, обещание ослабить контроль в Интернете и обеспечить свободу СМИ — Народно-демократическая партия ответила на чаяния просивших демократии, и за последние несколько лет под ее крыло перешли представители интеллигенции, правозащитники, молодые люди.

"Для меня сегодня праздник: Народно-демократическая партия победила. Да, именно так: я считаю, что это мы победили, пусть Партия справедливости и развития и получила больше голосов. Несколько лет назад мы протестовали в парке Гези, боролись за демократию. И сегодня — победили", говорит одна из избирательниц.

Еще руководство Народно-демократической партии пообещало: коалиции с правящим движением не будет. Собственно, это главное опасение аналитиков: как основные политические силы, такие разные, смогут договориться о коалиционном правительстве? Объединяет оппозицию пока только одно: они не хотели менять форму правления, превращать Турцию в президентскую республику с исключительными полномочиями для Эрдогана. Если бы Партия справедливости и развития имела абсолютный перевес, то получила бы право переписать Конституцию. Теперь не получит. Но это не меняет главного: для населения Эрдоган — это основанная им партия, а партия — это Эрдоган. Так уже 12 лет, и не все хотят перемен.

"Я голосовал за Эрдогана, потому что больше никого не знаю. То есть, за его Партию справедливости и развития. Я хочу стабильности. С ним экономика стала лучше — хотя, возможно, это лишь мое личное мнение", — говорит один из сторонников президента.

Лидер Партии справедливости и развития, премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, оценивая итоги голосования, был дипломатичен и сдержан: "Выбор народа — лучший выбор".

"Это — решение нашей нации. Оно окончательное и имеет высшее значение. Партия справедливости и развития — бесспорный лидер на этих выборах. Мы будем дальше работать во исполнение этого решения и сделаем все, чтобы не допустить вреда стабильности и процветанию страны", — обещает он.

Крупнейшая сила оппозиции — Республиканская народная партия — показала идентичный прошлым выборам результат: 25 процентов. Третья — ультраправая Партия национального движения — немного "подросла" в рейтинге: почти 17 процентов. Теперь главный вопрос — смогут ли турецкие оппозиционные депутаты не только дружить против кого-то — читай, Эрдогана, — но и проводить позитивные политические программы.