Тотальная слежка: в приоритете у АНБ – Россия, Китай и Иран

Американские спецслужбы пытаются отстоять право на тотальную прослушку. Закон Буша Младшего о глобальной слежке, который действовал почти 15 лет, истек 1 июня. Более того, методы работы ЦРУ признаны неправомерными. Впрочем, разведка вполне прозрачно намекнула, что слушала, слушает и будет слушать.

Американские спецслужбы пытаются отстоять право на тотальную прослушку. Закон Буша Младшего о глобальной слежке, который действовал почти 15 лет, истек 1 июня. Более того, методы работы ЦРУ признаны неправомерными. Теперь, по новым правилам, разведке придется выпрашивать записи телефонных переговоров и СМС у сотовых операторов, а содержание почты — у интернет-провайдеров. Впрочем, разведка вполне прозрачно намекнула, что слушала, слушает и будет слушать.

Тотальная слежка — как любимая игрушка. Расставаться с колоссальными возможностями сканирования мирового информационного пространства американские власти не хотят. Вот уже и закон о запрете прослушки принят, но Департамент юстиции США пытается отыскать лазейки и в нем.

Одну из них нащупали, едва Барак Обама подписал Акт о Свободе. Ссылаясь на переходный период, предусмотренный новым документом, Минюст США обратился в суд по надзору за внешней разведкой.

"Мы считаем эту программу законной. Принимая Акт о свободе, Конгресс предусмотрел 180 дней переходного периода для продолжения программы по сбору данных до тех пор, пока не будет внедрен новый механизм", — заявил пресс-секретарь Министерства юстиции США Марк Раймонди.

Полномочия американских спецслужб существенно расширили после теракта 11 сентября, благодаря закону, который назвали Патриотическим актом. Так началась массовая слежка АНБ за звонками американцев. В полночь 1 июня срок действия программы истек. Продлить его не дал один из главных противников. Сенатор Рэнд Пол говорил и вносил поправки в течение десяти часов, чтобы коллеги не cмогли проголосовать. Теперь Пол и его сторонники не хотят упустить победу из рук. Так быстро затосковавших по отмененной слежке предупреждает член сенатского комитета по разведке Рон Вайден.

"Я не вижу смысла опять начинать повальную слежку и призываю даже не пытаться. Этот незаконный сбор личных данных нарушал права американцев на протяжении 14 лет и не сделал нашу страну безопаснее", — сказал Вайден.

По новому закону "О свободе" данные о звонках американцев обязаны хранить мобильные операторы, а не гигантские серверы разведки, как было еще совсем недавно. АНБ позволяется запрашивать нужную информацию только при наличии ордера.

Ковал эту победу одним своим сенсационным разоблачением за другим Эдвард Сноуден. Его данные о масштабах слежки всколыхнули не только Америку, но и весь мир. Для обработки гигантского объема накопленной информации АНБ даже изготовило специальный поисковик — Icreach. Этот секретный Google еще во времена работы в спецслужбе Сноудена позволял быстро просеивать 850 миллиардов записей с телефонными разговорами, почтой, перепиской в сетях и местонахождении мобильных телефонов. Но эффект непосредственно для американской безопасности оставался ничтожным.

"Они не предотвратили ни одного теракта: ни в Бостоне, ни в Париже, ни в Копенгагене. Аналитики, заваленные информаций, используют алфавитную выборку для классификации своей информации, как у Google, но это все бесполезно — миллионы имен по одному запросу, никто никогда не обработает такой массив информации. Если Америка не будут противодействовать этой слежке, то мы скатимся в тоталитарное государство", — рассказал бывший сотрудник АНБ Уильям Бинни.

Впрочем, главные ограничения на деятельность АНБ если кого и касаются, то только самой Америки. Свои международные сети шпионы сворачивать не собираются. Следят ведь даже за союзниками. Приоритетные же цели АНБ — Китай, Иран и, конечно, Россия.