Тема:

Пересадка головы 5 лет назад

У пересадки головы нашлись сторонники

Программиста Валерия Спиридонова пригласили на ежегодную встречу нейрохирургов в американском Аннаполисе, чтобы россиянин, страдающий неизлечимой болезнью, сам рассказал специалистам, почему хочет рискнуть своей жизнью и стать первым человеком, которому проведут операцию по пересадке головы.

Программиста Валерия Спиридонова пригласили на ежегодную встречу нейрохирургов в американском Аннаполисе, чтобы 30-летний россиянин, страдающий неизлечимой болезнью, сам рассказал специалистам, почему хочет рискнуть своей жизнью и стать первым человеком, которому проведут операцию по пересадке головы.

Эксперименты по пересадке головы проводились со времен холодной войны. США и СССР соревновались не только в освоении космоса и гонке вооружений, но и в поисках прорывных технологий в медицине. Правда, тогда в качестве пациентов выступали животные. Основоположником мировой трансплантологии был Владимир Петрович Демихов. Еще в 1937 году он сконструировал и вживил собаке первое в мире искусственное сердце. В списке его заслуг – первые в мире экспериментальные пересадки комплекса сердце-легкое, изолированного легкого, печени, а также пересадка второй головы собаке. Но о том, чтобы провести подобную операцию на человеке? тогда и мыслей не было. А теперь появились.

У Валерия Спиридонова — редкое заболевание, синдром Вердинга—Хофмана, которое характеризуется спинальной и мышечной атрофией. Новое, здоровое тело могло бы подарить ему новую жизнь.

"Я люблю науку, я люблю медицину, так что, если мне повезет полностью заменить тело и все пройдет хорошо, это позволит освободиться от ограничений, с которыми я живу сегодня, позволит стать более независимым, и это значительно улучшит мою жизнь", — считает он.
Технически, утверждают эксперты, нет ничего невозможного. Однако избегают оптимистичных прогнозов.

"Отсечение на уровне шейных позвонков, связи со спинным мозгом не будет. Миллионы нейронных связей, их не смогут восстановить. Соответственно, мозг не сможет отправлять команды телу – двигаться"- заявил врач-трансплантолог, доктор медицинских наук, профессор Института хирургии им. Вишневского Алексей Чжао.

Современные технологии вряд ли на это способны, хотя подобные исследования проводятся и однажды могут увенчаться успехом. Но есть и еще одна сложность – этического характера. "Не ясно, какая страна, какой институт возьмет на себя моральную ответственность за такую операцию, кто будет входить в группу врачей, и даст ли на это разрешение комитет по этике", — добавил Чжао.

Однако профессор Серджио Канавэро, именно он намеревается провести эту беспрецедентную операцию, уверен в успехе, по его собственным словам, на 90 процентов. Солидная цифра.

"Я сделал это заявление только тогда, когда обрел уверенность, что мне это под силу. Конечно, есть определенный риск, я не могу этого отрицать. Но мой проект призван заверить, что, когда мы с Валерием продвинемся дальше, мы точно сможем обеспечить эти 90 процентов успеха", — добавил специалист.

С будущим пациентом Канаверо общался до сих пор преимущественно через Интернет, а накануне впервые встретился лично. "Он смелый человек, который находится в ужасных условиях. Западной медицине нечего ему предложить. Американцы пригласили меня в США, чтобы я смог выразить мои взгляды, и я счастлив, что получил такую возможность. Америке нужна эта новая область. Это определенный рубеж, финальный рубеж, поскольку за ним будут последствия, выходящие далеко за рамки религии, культуры, будущего, всего", — рассказал врач.

Чтобы провести уникальную операцию, понадобится помощь медицинского сообщества и деньги, много: от 10 до 15 миллионов долларов. Как показала конференция в Аннаполисе, есть готовые оказать поддержку, пусть даже пока только моральную.

"Мы видели, что некоторые специалисты критикуют работу доктора Канавэро. Но, знаете? – Первую пересадку сердца тоже критиковали. А сегодня – это общепризнанная практика", — отметил нейрохирург Уильям Мэтьюс.

Предполагается, что операция пройдет в декабре 2017 года и продлится 36 часов. В команду врачей войдет более ста человек. До тех пор предстоит решить несколько задач. Во-первых, разработать методику введения веществ, способствующих восстановлению нервных окончаний спинного мозга после того, как их удастся связать. Во-вторых, "выточить" ультра-острый скальпель, чтобы не травмировать нервные волокна при разрезах. Ну и, наконец, суметь применить последние достижения клеточной инженерии, способные быстро срастить голову с туловищем.