Каждый сам за себя: Европа в растерянности, Шенген под угрозой

Сотни нелегальных мигрантов выстроились вдоль границы Италии и Франции. Уже третьи сутки беженцев не пропускают французские жандармы. В Евросоюзе уже выразили свое недовольство. Ведь таким образом Франция нарушает принципы Шенгенского соглашения. Но, видимо, в Европе теперь каждый за себя.

Сотни нелегальных мигрантов выстроились вдоль границы Италии и Франции. Уже третьи сутки беженцев не пропускают французские жандармы. В Евросоюзе уже выразили свое недовольство. Ведь таким образом Франция нарушает принципы Шенгенского соглашения. Но, видимо, в Европе теперь каждый за себя.

В руках эмигранта из Новой Гвинеи по имени Нилайед билет на поезд из Италии во Францию. Возвращаться он не планировал, но его остановили на вокзале в Ницце. Теперь он среди сотен таких же неудачников дежурит возле пропускного пункта на итало-французской границе. Им всем Италия не нужна, они хотели бы пробраться на север Европы, где получше с экономикой и побольше пособия. А, соответственно, легче выжить.

"Мы хотели бы поскорее уехать. Я сразу же, как приехал сюда, собирался переехать во Францию. Но были и другие люди, которые хотели ехать в Германию, которые хотели ехать в Англию", — поясняет Нилайед из Новой Гвинеи.

Но французские власти пускать в свою страну мигрантов не хотят. Отряды полицейских закрыли для них границу вблизи итальянского города Вентимилья. Лагеря беженцев образовались на вокзалах в Милане и Риме. Министерство внутренних дел Италии фактически обвинило Францию в нарушении договора о свободном передвижении лиц в рамках шенгенского соглашения. Но французы уверяют, что никакого нарушения нет. С беженцами должна разбираться Италия, куда они изначально прибыли и где должны были зарегистрироваться.

"Мигранты приехали к нам из Италии, где они были первоначально зарегистрированы. А это значит, что они должны вернуться обратно. Мы следуем европейскому законодательству, заботиться об этих людях должны итальянские граждане", — отмечает французский министр внутренних дел Бернар Казнев.

Но за всеми бюрократическими объяснениями скрывается простая вещь. Мигранты, да еще в таком количестве, никому в Европе не нужны. А их в Италию только за последний год прибыло 170 тысяч. Основной поставщик беженцев — это Ливия, которая стала портом отбытия для мигрантов со всего африканского континента.

"Я хотел бы поехать к своему брату в Германию. Или в Норвегию, например, что тоже было бы неплохо", — признается мигрант из Эфиопии Джамал Ибрагим.

"Я хотел бы поехать в Данию, чтобы изменить свою жизнь", — признается другой нелегальный мигрант.

Как остановить этот поток, решения пока нет. В Евросоюзе разрабатывались различные модели, вплоть до операций по уничтожению судов у ливийского побережья, чтобы мигрантам было не на чем плыть. Но пока все сводится к тому, что сторожевые корабли вынуждены спасать рискующих погибнуть в переполненных лодках людей и доставлять их на берег. Все боятся повторения трагедии, когда утонули сразу 800 человек. Но на берегу совсем не рады новым соседям.

По идее, мигрантов должны останавливать ливийские власти. Но проблема в том, что власти как раз в Ливии давно нет. После свержения Каддафи в стране междоусобица и раздолье для бандитов. О последствиях операции по уничтожению полковника, чем так гордились лидеры Франции и Великобритании, теперь все чаще пишут в европейских газетах.

"Каддафи боролся против потоков незаконной миграции. Нельзя сказать, что он контролировал все, но он пытался бороться с этим. А теперь вместо Каддафи – мы поставили в Ливии бандитов. И вот результат. Почему эти люди бегут из Африки? Потому что они живут в нищете. А почему это произошло? Из-за Европы. Европа – это не решение проблемы. Европа – это и есть причина текущей проблемы с мигрантами", — отмечает журналист, общественный деятель Мишель Коллон.

"Нам нужно честно признаться, что мы сами породили эту проблему. Ни о каких потоках мигрантов мы и не слышали, пока не начали бомбить страну, решив избавиться от Каддафи. И вот результат", — добавляет лидер партии независимости Великобритании Найджел Фарадж.

"После падения Каддафи в 2011 году Ливия была ввергнута в хаос. Там активизировались группировки исламистов, объявивших о том, что выступают в союзе с "Аль-Каид (запрещена в РФ)ой" и "Исламским государством", — пишет The Guardian.

Европа в растерянности. Пока политики мешкают, как средство общения с мигрантами все чаще используется резиновая дубинка и слезоточивый газ, с помощью которых полиция 15 июня разгоняла очередной самовольно установленный лагерь беженцев в Париже.

А поток бегущих из Африки и Ближнего Востока только продолжает нарастать. Так что результаты своей политики в этих регионах, европейцы видят каждый день — и уже на своих улицах, а не на экране телевизора.