Наследие балерины Лепешинской: в деле рано ставить точку

"Вести недели" продолжают расследование, как наследие великой балерины Ольги Лепешинской после ее смерти попало в руки к человеку по имени Вячеслав Борульник. После того как дело получило огласку, Борульник некоторые вещи передал в музей. Но в этой истории еще рано ставить точку.

"Вести недели" продолжают расследование, как наследие великой балерины Ольги Лепешинской после ее смерти попало в руки к человеку по имени Вячеслав Борульник. После того как дело получило огласку, Борульник некоторые вещи передал в музей. Но в этой истории еще рано ставить точку.

Государственный центральный театральный музей имени Бахрушина. Сегодня здесь особый день – появилась новая экспозиция, правда, пока еще совсем небольшая, но и это радует историков. Личные вещи балерины Ольги Лепешинской, фотографии, ордена, награды теперь можно посмотреть и даже потрогать.

Но пока к предметам прикасаются только сотрудники музея. И то – в перчатках. Вещи, как здесь говорят, "еще теплые", привезли несколько часов назад. Новый хозяин, казалось, тянул до последнего, не хотел расставаться с наследством. Но после того как в начале февраля пресса подняла шум, решил отдать часть в музей.

Орден Ленина и еще сотни наград Ольги Васильевны возвращены государству. Здесь и личные вещи балерины – любимое пальто, любимая чашка, хрустальная пудреница, сувенирные спички. Немного, но в музее необычайно довольны и этой малостью.
На втором этаже в кабинете директора – записная книжка. В нее Ольга Лепешинская записывала свои мысли. И здесь же несколько фотографий, детские альбомы, пара дружеских набросков и одна картина.

"Мы получали те предметы, которые он нам сам лично передавал. Из рук в руки. Свободного обращения с тем, что находилось на момент нашего посещения квартиры, не было. Мы получили то, что счел необходимым передать нам господин Борульник", – рассказал Дмитрий Родионов, генеральный директор Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина.

"Я сказал: "Ребята, родные мои, я вам все открываю. Смотрите, все забито". Они сказали: да, действительно. Ничего никто не забирал. Все, что имеет отношение к творчеству, пожалуйста, берите. Они были в шоке. Три рейса сделали. Полные машины", – сказал Борульник.

Директор музея Дмитрий Родионов лично выезжал на квартиру Ольги Лепешинской, но сразу понял, не стоит ждать чуда. Все, кто присутствовал при осмотре, заметили: Борульник изрядно нервничал, торопил комиссию. В результате все самое ценное осталось.

"В частности, я видел замечательный портрет работы Репина, видел холст Малевича, видел рисунок Пикассо. Другие работы увидеть не представлялось возможным, потому что время работы нашей комиссии было крайне ограниченным", – вспоминает Родионов.
По телефону Вячеслав Борульник заявил, что нашел в квартире золотые часы генерала армии Антонова – мужа Ольги Лепешинской – и уже сообщил об этом в музей Вооруженных сил, чтобы отдать.

"Завтра приедет полковник какой-то. Мне звонили из музея. Отдал, конечно. Вообще-то, конечно, честно говоря, редкие часы. Их даже, по-моему, в руках никто не держал. И потом из Министерства культуры мужик объяснил, что это из Гохрана часы", – сказал Борульник.

Но в музее Вооруженных сил, где хранятся вещи и награды генерала армии Алексея Антонова, ничего не слышали о часах и с Борульником не разговаривали.

"Мы были бы признательны ему, если бы он действительно передал нам эти часы. Они бы были выставлены в зале Победы на экспозиции. Но со мной такого разговора не было. С начальником отдела тоже. Главный хранитель также ничего не знает. Я не располагаю такой информацией, что он с кем-то из наших разговаривал", – заявил директор Центрального музея Вооруженных сил Российской Федерации Александр Никонов.

А еще Борульник рассказывал, что раздал все драгоценные украшения Лепешинской близким друзьям. А близкие друзья такого не припомнят.

"Эти бриллианты должны были бы быть в казне, в главных музеях России, – отметила народная артистка СССР Зинаида Кириенко. – Вот где они должны были быть. Они должны были быть обозначены, чьи, кто их дарил, в какое историческое время было историческое. Это все память культуры нашей. А Борульник пришел и раздарил. Смешно слушать!"

Сложно верится и в то, что наследник был бескорыстным в своем желании помочь балерине. Свидетель того, как Лепешинская подписывала завещание, Вера Николаева, друг семьи, все видела своими глазами.

"Я только видела, что Ольга Васильевна чуть ли не крестик ставила, как раньше это делали безграмотные люди. По-моему, это не подпись. Подпись всегда очень показательна для душевного состояния человека. Поэтому с этими "подписями" тоже нужно разбираться", – считает Николаева.

И уже разбираются – историю болезни изучают в прокуратуре. В поликлинике №1 Управления делами президента Ольга Васильевна наблюдалась большую часть жизни. На титульном листе – жирный крест. Это все, что можно посмотреть. То, что внутри, – врачебная тайна. Между тем за два дня до смерти Лепешинскую осматривал врач.
"Я ее осмотрела и могу честно сказать: не ожидала, что она через два дня умрет. Ну, возраст, конечно, все может быть, в принципе. Но у меня не было симптомов, чтобы я могла это предвидеть", – отметила врач ФГУ "Поликлиника №1" Управления делами президента РФ Надежда Дымшиц.

Но об этом Вячеслав Борульник говорить не стал. По телефону он казался очень уверенным. Особенно в области балета. Слов не подбирал.

"Как балерина она для меня была "нулевая". Я ее никогда не видел. В кино вот только видел, как она прыгала, круги давала. Обалдеть можно! Я даже нашел ее эти самые, как называется, юбки. Пачки! Все время забываю. У меня пачки – это пачки денег, обычно мы изымали во время обыска", – сказал Борульник.

Пачки, пуанты, сумочки и недорогая бижутерия – вот и все, что осталось от наследия великой балерины. Четырежды лауреат Сталинской премии, она и представить не могла, что после ее смерти все случится именно так.

За квартирой, ценностями и вещами велась охота – сама Лепешинская была не нужна. На кого еще будут охотиться – вопрос. Богатые, забытые, известные старики еще есть.