В Египте обнаружено массовое захоронение восьми миллионов мумий собак

Останки мумифицированных собак были обнаружены в древнеегипетских катакомбах

Останки мумифицированных собак были обнаружены в древнеегипетских катакомбах
(фото P. T. Nicholson/Antiquity Trust).

Карта катакомб, которая была составлена в 1897 году французским археологом Жаком де Морганом. Однако из-за осыпавшегося в результате землетрясения песка локация была недоступна с 1992 года

Карта катакомб, которая была составлена в 1897 году французским археологом Жаком де Морганом. Однако из-за осыпавшегося в результате землетрясения песка локация была недоступна с 1992 года
(иллюстрация S. Mills, S. Williams, H. Nouwens/Antiquity Trust).

Останки мумифицированных собак были обнаружены в древнеегипетских катакомбах
Карта катакомб, которая была составлена в 1897 году французским археологом Жаком де Морганом. Однако из-за осыпавшегося в результате землетрясения песка локация была недоступна с 1992 года
В ходе нового исследования древнеегипетских катакомб под храмом бога смерти Анубиса археологи наткнулись на захоронение почти восьми миллионов щенков и взрослых собак, а также шакалов, лис, соколов, кошек и мангустов.

В Древнем Египте был силён культ Анубиса – бога смерти с головой шакала. В ходе нового исследования археологи изучили катакомбы рядом с его храмом и обнаружили почти восемь миллионов мумифицированных щенков и собак.

Египтяне возвели храм и катакомбы в честь Анубиса в Саккаре — селении, расположенном примерно в 30 километрах к югу от Каира. В нём находится древнейший некрополь столицы древнего царства — Мемфиса. Археологи ранее обнаруживали в этих местах катакомбы с мумифицированными останками многих других животных (ибисов, ястребов, бабуинов и быков). Вероятно, это указывает на то, что египтяне поклонялись и другим зооморфным богам.

"Сегодня туристы, приезжающие в Саккару, видят пустынную местность с несколькими пирамидами и парой известных памятников, посвящённых культу животных, – рассказывает ведущий автор исследования Пол Николсон (Paul Nicholson), профессор археологии в Кардиффском университете. – Но, если бы вам выдался шанс посетить Саккару во время позднего периода, в 747-332 годах до нашей эры, вы увидели бы храмы, купцов, торгующих статуями бронзовых божеств, священников, ведущих церемонии, людей, предлагающих толковать сны. Вероятно, где-то поблизости жили и животноводы, выращивающие собак и других зверей для того, чтобы те затем были мумифицированы в честь богов. Это было оживлённое место".

О том, что жители Древнего Египта активно мумифицировали животных, известно уже давно. Ещё римский поэт Ювенал писал о том, что "сумасшедшие египтяне" чтут чудовищных божеств, и можно найти целые города, посвящённые кошкам, речным рыбам или собакам.

В 1897 году французский археолог Жак де Морган опубликовал свою работу о некрополе Мемфиса, однако он едва упомянул катакомбы с мумиями собак. Другие исследователи тоже не заостряли на них своё внимание, так что данное исследование впервые было полностью сосредоточено именно на этих подземных массовых культовых захоронениях.

Де Морган оставил после себя карту, показывающую расположение двух катакомб с мумиями собак, однако зыбучие пески и землетрясение 1992 года сделали малую катакомбу недоступной для исследования. По этой причине Николсон и его коллеги изучали большую катакомбу и провели бесчисленные часы, исследуя её каменные стены и мумифицированное содержимое.

"Катакомбы представляют собой длинный ряд тёмных туннелей, – рассказывает Николсон. – Туда не проникает естественный свет, и это место в целом выглядит довольно впечатляюще".

Эти катакомбы были возведены, предположительно, в IV веке до нашей эры из камня времён ипрского яруса эоцена (то есть возрастом около 48-56 миллионов лет).

В пользу этих выводов говорит и то, что на потолке катакомб была обнаружена необычная окаменелость огромного древнего морского позвоночного возрастом более 48 миллионов лет. Вероятно, оно было родственником современных ламантинов и дюгоней. Правда, неизвестно, заметили ли это ископаемое сами египтяне, когда строили гробницу для мумий животных.

Карта катакомб, которая была составлена в 1897 году французским археологом Жаком де Морганом. Однако из-за осыпавшегося в результате землетрясения песка локация была недоступна с 1992 года
(иллюстрация S. Mills, S. Williams, H. Nouwens/Antiquity Trust).

Исследователи изучили все доступные уголки катакомбы, длина которой составляет 173 метра, а максимальная ширина коридоров – 140 метров. Внутри ими также были обнаружены мумии шакалов, лис, соколов, кошек и мангустов, но всё же 92% останков принадлежали именно собакам. Не совсем понятно, почему другие животные также были захоронены среди собак, однако учёные полагают, что в основе этого лежат некие мифологические причины.

"Некоторым щенкам было всего несколько часов или дней от роду на момент мумификации. Вероятно, их специально разводили для этого культа. Вряд ли они были умерщвлены физическим действием — нет никаких свидетельств сломанных шей, часто встречающихся у мумий кошачьих. Скорее всего, их просто отняли у матерей, и щенки умерли от голода и обезвоживания, – говорит Николсон. – В то же время нами были обнаружены и мумии старых собак, погребённые более сложным и торжественным образом. Эти особи, скорее всего, жили при храме".

Культ животных оставался популярным примерно до 30 года нашей эры, то есть до времён римской оккупации. Учёные полагают, что такого рода поклонение было своего рода символом национальной идентичности в те времена, когда страна была захвачена другими народами (например, ливийцами или персами).

Многие из мумий до наших дней дошли в крайне плачевном состоянии: они либо рассыпались, либо были украдены грабителями или фермерами (которые, скорее всего, использовали мумии в качестве удобрения).

Тем не менее археологи нашли достаточно доказательств тому, что животные, используемые в культе Анубиса, были важной частью древнеегипетской экономики. Многие историки сходятся во мнении, что храмы и катакомбы в городе стимулировали торговлю и коммерцию, в каком-то роде их в те времена можно было назвать основой массового туризма.

Научная статья об удивительной находке была опубликована в журнале Antiquity.