Англосаксонская прослушка

Разоблачение WikiLeaks повергло Францию в шок. И дело вовсе не в том, что телефонные переговоры трёх последних президентов прослушивали спецслужбы США. Париж потрясён тем, как разведка распоряжалась полученными данными.

Разоблачение WikiLeaks повергло Францию в шок. И дело вовсе не в том, что телефонные переговоры трёх последних президентов прослушивали спецслужбы США. Париж потрясён тем, как разведка распоряжалась полученными данными.

Официальный Париж сейчас экстренно демонстрирует недовольство по всем дипломатическим каналам. В МИД Франции вызвана посол США в Пятой республике, а вместе с ней и глава разведуправления, отвечавший за работы тайных агентов. В США срочно вылетает представитель спецслужб Франции, отвечающий за координацию между разведками двух стран, а Оланд собрался звонить Обаме. Будет ругаться, требовать объяснений или постарается узнать о том, как обстоят дела с его собственными телефонными откровениями – вряд ли содержание разговора станет доступно широкой общественности, если только и его не перехватит АНБ.

Судя по первым заявлениям из официальных кругов, конфликт постараются замять обе стороны. Париж, конечно, выражает неудовольствие, но очень аккуратно и без резких обещаний принять хоть какие либо меры. "Сложно принять, что между союзниками может существовать подобная практика, в частности, прослушивание президентов Республики", — заявил официальный представитель французского правительства Стефан Ле Фоль. После такой "критики" не стоит ждать не только извинений со стороны США, но даже того, что АНБ поменяет методы работы.

Следили, следят, и следить будут – такой вывод напрашивается на основе заявления официального представителя Совета национальной безопасности Белого дома Неда Прайса. "Мы не занимаемся разведывательной деятельностью слежения за рубежом, если на то нет конкретной и обоснованной цели, касающейся обеспечения национальной безопасности США. Это касается и рядовых граждан, и мировых лидеров", — подчеркнул он. Учитывая, что в уставе АНБ одной из ключевых задач деятельности является "обеспечение национальной безопасности США", не трудно понять, что всё, что бы ни делала разведслужба можно легко обосновать именно этой благородной целью.

Гораздо честнее, и смелее, чем официальный Париж, высказалась депутат Европейского парламента, лидер французской партии Национальный Фронт Марин Ле Пен. "Французы должны осознать, что Соединенные Штаты — я говорю об американском правительстве, а не о народе — не являются ни союзным, ни дружественным государством", — заявила Ле Пен. "Соединенные Штаты — держава-гегемон, готовая ко всему, чтобы увеличить свой контроль над нашей страной. Скандал должен побудить нас вновь осознать наши национальные интересы», — добавила она.

Госпожа Ле Пен в своём разоблачении могла бы смело пойти дальше. Тем более что есть повод. Самым большим откровением для Франции во всей этой истории является вовсе не сам прецедент прослушки со стороны США. В конце концов, соответствующие спецслужбы Пятой республики тоже ведут сбор данных по всему миру в рамках своих компетенций. Однако, холодным душем для Парижа должен стать тот факт, что полученными данными американцы делились со своими ближайшими англоязычными союзниками, спецслужбами Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Иными словами, страны входящие в орбиту прямого и непосредственного влияния британской короны выстраивали свою совместную разведывательную деятельность и основанную на ней деятельность на дипломатическом и, в целом, внешнеполитическом уровне в ущерб интересам Франции. Тут уже одного извинения Вашингтона перед Парижем явно недостаточно.