Учёные разработали программное обеспечение для автомобилей-беспилотников КамАЗа

Робот-грузовик КАМАЗ был испытан в городских условиях.

Беспилотный грузовой автомобиль – совместный проект КамАЗ, компании Cognitive Technologies и НИТУ «МИСиС», реализуемый при поддержке Министерства образования и науки РФ.

НИТУ «МИСиС» выступает в этом альянсе в качестве разработчика программного комплекса активной безопасности грузового автотранспорта на базе технологий стереооптического компьютерного зрения и анализа дорожной среды. Кроме того, университет проводил тестирование и адаптацию локационного оборудования под задачи проекта.

На последних испытаниях прототипа беспилотного автомобиля, проходящих на полигоне МЧС в подмосковном Ногинске, программное обеспечение, разработанное учёными университета, отвечающее за обнаружение повреждений дорожного полотна и прогнозирование положения транспортных средств на дороге, показало отличные результаты, а также получило высокую оценку от представителей КамАЗа и Cognitive Technologies.

Ранее актуальность и большой потенциал проекта и проводимых для него исследований и разработок были отмечены Международным научным советом НИТУ «МИСиС», в который входят ведущие учёные Кэмбриджа, Стэнфорда, Техниона и других ведущих университетов мира. В частности, был отмечен ряд преимуществ представленного подхода над конкурентами в лице Google и других разработчиков.

Файл загружен. Размер: 34812 байт

Как отметил профессор кафедры материаловедения и металлургии Кембриджского университета Гарри Бхадешиа, команда консорциума изучила международный опыт, но в отличие от Google, которые проводят исследования для всех видов транспортных средств, российские исследования сфокусированы на грузовиках. Это «повышает шансы на применение результатов исследований, учитывая значительные расстояния в России». Кроме того, по мнению эксперта, «сфокусированность на грузовиках — также положительный момент с точки зрения окупаемости: беспилотные грузовики, в отличие от человека, могут работать 24 часа в сутки».

Директор Центра нанотехнологий, профессор кафедры материаловедения и инженерных наук университета Торонто Гарри Руда высоко оценил предлагаемое решение проблем, связанных с «отклонениями от стандартных дорожных ситуаций, например, в случае сложных погодных условий (туман или сильный дождь), когда базовая система компьютерного зрения (использование дорожной разметки) может отказать». Кроме того, применяемая участниками проекта модель машинного зрения создаёт условия для «повышения эффективности процесса принятия решений в режиме реального времени».

На сегодняшний день ни одному из разработчиков беспилотных автомобилей, кроме консорциума КамАЗ – Cognitive Technologies – НИТУ «МИСиС» не удалось решить проблему работы беспилотника под дождем или снегом. А у российских инженеров, привычных к такого рода дорожным условиям, получилось.

Файл загружен. Размер: 25829 байт

По мнению президента Cognitive Technologies Ольги Усковой, то, что российскую разработку оценили эксперты с мировым имнем говорит о том, что она получит широкое применение не только в России, но и в других странах.

Компания Cognitive Technologies в рамках проекта отвечает за создание системы искусственного интеллекта, которая позволит беспилотному транспортному средству анализировать дорожную ситуацию и осуществлять управление в автономном режиме.

Как отметила ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова, «университет привлекает к совместной работе с КамАЗом и Cognitive Technologies молодых и талантливых инженеров, студентов и выпускников НИТУ «МИСиС» из Студенческого конструкторского бюро и стартапа «Карфидов Лаб».

Сотрудничество не ограничивается только текущими разработками: по предложению партнёров в университете будет создана целевая магистратура «Международный центр робототехники» для привлечения самых одарённых и успешных студентов, которые в будущем смогут принимать участие в этом проекте.

Напомним, что о начале работ по созданию машины было объявлено в феврале 2015 года. Ожидается, что проект будет реализован к 2020 году. Согласно предварительным планам, в 2016 году подобные грузовики введут в эксплуатацию на площадках КамАЗа.

На проектирование серийного образца Минобрнауки России было выделено 300 миллионов рублей, ещё 90 миллионов вложит КамАЗ.

Сегодня