"Железного Феликса" могут вернуть на Лубянку

Мосгоризбирком поддержал предложение КПРФ провести референдум о возвращении памятника Дзержинскому на Лубянку. Правда, состоится голосование или нет – еще большой вопрос. Ведь потратить на него придется порядка 450 миллионов рублей. Но это не главная проблема: многих возмутила сама идея коммунистов.

Мосгоризбирком поддержал предложение КПРФ провести референдум о возвращении памятника Дзержинскому на Лубянку. Правда, состоится это голосование или нет — еще большой вопрос. Ведь потратить на него придется порядка 450 миллионов рублей. Но это не главная проблема: многих возмутила сама идея коммунистов.

Возвращать или нет Дзержинского на Лубянскую площадь? Этот вопрос, вполне возможно, скоро будет обсуждать вся Москва. Если инициативная группа столичного отделения партии КПРФ соберет за месяц 146 тысяч подписей — тогда будет референдум. К слову, перенести Дзержинского обратно на Лубянку за последние 14 лет предлагали как минимум семь раз, но как-то не собрались. Сейчас памятник в "Музеоне" на Крымской набережной. Он отреставрирован, и это один из главных экспонатов парка искусств.

"Дзержинский заслуживает уважения и внимания со стороны историков и обычного человека. Начиная с борьбы с беспризорниками — железные дороги, почта, индустриализация — много что принадлежит Дзержинскому. Его обвиняют обычно в репрессиях и расстрелах 37-го года — так он в 26-м году умер. И, безусловно, сегодня в нашей стране, когда и официальные власти заявляют, что мы пытаемся выстроить новую идеологию, патриотическую идеологию, основанную на памяти, на истории, Дзержинский — один из тех, на ком можно эту идеологию строить", — считает глава фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков.

"А то, что он возглавлял ВЧК и ОГПУ, это как же — забыть?" — спрашивают критики инициативы. Никита Михалков, например, считает, что на Лубянской площади самое место для другого монумента — Столыпину.

"Я и раньше думал, когда его только убрали, и сейчас думаю, что это могло бы быть реальное место для великого русского реформатора, для Петра Аркадьевича Столыпина. Это было бы очено красиво. И справедливо, потому, что, во-первых, там где он сейчас стоит, он не очень заметен, и не каждый туда может прийти, и в Дом правительства не всякого пускают, а с другой стороны, сама площадь — она просто по своему масштабу требует чего-то такого посередине", — объясняет режиссер.

Не стоит вкладывать в возможный перенос памятника Дзержинскому дополнительный политический смысл, говорят аналитики. "Железный Феликс", конечно, фигура неоднозначная, но это — часть истории нашей страны. А история — такая вещь, что даже если из нее и пытаются вырвать страницы, как в 91-м, когда к бронзовому Дзержинскому подогнали кран и сняли его с постамента, то в итоге все равно ничего не выходит.

"Сейчас как будто бы серьезно встал этот вопрос. Вероятно, кончено, это связано с тем, что происходит на Украине, со свержением памятников — мы стали больше беречь революционные символы как часть нашей истории, заговорили о непрерывности нашей истории, что нет преступных периодов нашей истории — есть болезненные, драматические и так далее. Наша история, а не чья-то — как наша биография. Мне кажется, что вообще памятники — это история в камне, они стоят для того, чтобы мы знали свою историю", — говорит историк Сергей Кредов.

Но если уж на то пошло, то и перенос памятника с Лубянки в "Музеон" — тоже часть истории. Ведь этот порыв в 90-е возник не на пустом месте. И надпись "палач" на постаменте тоже не просто так появилась. Недаром ее после долгих споров сохранили после реставрации. В Мосгордуме, которая одобрила инициативу коммунистов о референдуме, мнения на самом деле очень разнятся.

"Если говорить об исторической правде или об исторической справедливости, я уже об этом говорил — нужно посмотреть немного глубже в историю, когда с 1830 года на этой площади находился фонтан, который снабжал питьевой водой всю Москву. Приезжали специальные извозчики, которые развозили эту воду, а вода туда поступала по акведуку, который был построен из Мытищ и проходил практически через весь город", — говорит председатель Мосгордумы Алексей Шапошников.

Другой вопрос — финансовый: референдум по переносу памятника влетит в копейку. В Мосгоризбиркоме уже все посчитали. "На это нужны деньги — это порядка 400-450 миллионов рублей", — заявил председатель Мосгоризбиркома Валентин Горбунов.

Споров, судя по всему, будет еще много, и предугадать итоги референдума, если он и будет проведен, сейчас не возьмется никто. Возврат к революционным символам — явление, конечно, знаковое, но уж точно не всем придется по вкусу. Помните, Дзержинский говорил про "холодную голову"? Может быть, при обсуждении этого вопроса не хватает как раз такого подхода.