Дмитрий Янин: кризис нанес серьезный удар по россиянам

Во время кризиса россияне должны научиться экономить, убежден председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. О том, как простым жителям страны справиться с непростой финансовой ситуацией, Янин рассказал в интервью телеканалу "Вести".

Во время кризиса россияне должны научиться экономить, убежден председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. О том, как простым жителям страны справиться с непростой финансовой ситуацией, Янин рассказал в интервью телеканалу "Вести".

- Дмитрий Дмитриевич, какова ваша оценка, насколько уязвимы в условиях кризиса стали потребители? Какие изменения необходимы в сфере защиты прав потребителя, чтобы ситуацию изменить?

- К сожалению, кризис нанес очень серьезный удар по семейным бюджетам. Особенно серьезным удар был по тем людям, которые имели кредиты. К счастью, это не ипотечные кредиты, как в США, а более мелкие суммы. Но, все равно, выплаты по кредитам довольно значительные.

Сравнительный анализ российского и европейского законодательств, а также законодательства США показывает, что российские законы, к сожалению, не защищают заемщиков. Физическое лицо, в отличие от крупного банка или компании, не может объявить себя банкротом. И банк не может списать ему долг. В России невозможно избавиться от долгов, если у вас нет имущества, нет собственности. На Западе институт банкротства физических лиц уже существует несколько десятков лет.

У нас также нет правил, которые бы регламентировали деятельность агентств, которые занимаются "выбиванием" долгов. Такие правила обязательно должны быть. Например, в развитых странах, согласно закону, таким службам запрещают сообщать о том, что у вас есть задолженность, на работу. Они не имеют права оказывать давление на близких, если они не являются заемщиками, давить на детей. Правила цивилизованного разрешения споров в тяжелой ситуации обязательно должны быть.

- Все это возможно в России?

- Это должно быть в России, иначе мы столкнемся с тем, что заемщики, как наиболее чувствительная социальная группа в условиях кризиса, не только не смогут платить по кредитам, но и не увидят защиты со стороны государства, а государственная помощь обязательно должна быть. Заемщиков у нас несколько десятков миллионов. И многие из них сейчас уже из последних сил оплачивают кредиты.

- Банки решают собственные проблемы за счет заемщиков. Сможет ли закон о защите прав заемщиков помочь в этой ситуации?

- Конечно. Но должен быть закон о потребительском кредите, который формирует правила игры на рынке, который заставит банки раскрывать информацию о стоимости кредита. До этого момента мы не рекомендуем потребителям брать новые кредиты, потому что, к сожалению, пока прозрачности нет, пока вы не понимаете, сколько стоит кредит. Пока нет ясности, насколько долгим будет кризис. Занимать деньги довольно опасно, потому что банкротом вы себя объявить не можете. Никто вам долг не простит. Поэтому сейчас надо быть крайне осторожными с новыми кредитами. Старые кредиты максимально быстро закрывать и пытаться экономить и сберегать даже деньги.

- Но как закрывать кредит, если некоторые банки в два раза увеличивают объем ежемесячных выплат? Как-то на эту ситуацию можно повлиять?

- К сожалению, таких запретов, которые не позволяли бы банкам выдавать кредиты с нефиксированной ставкой, в России пока нет. Практически во всех договорах есть пункт, позволяющий банку в одностороннем порядке изменять стоимость кредита. В настоящее время многие потребители столкнулись с тем, что по выданным кредитам им изменили процент.

- Подобные пункты в договорах – это кризисное явление?

- Это было всегда. Просто в условиях кризиса эта норма сработала против потребителя. К сожалению, выход - только искать другой кредит, занимать деньги и закрывать. У родственников, у близких. И выходить из ситуации, закрывая кредит досрочно.

- Возможно ли перевести свой кредит в другой банк?

- Это возможно, если вы найдете банк, который оказывает такого рода услуги. Кстати, помимо финансовых услуг, довольно проблемной сферой в России еще остается пропаганда здорового образа жизни. Эта тема также не должна сходить на нет в условиях кризиса. Более того, Роспотребнадзор совсем недавно опубликовал достаточно ясные рекомендации по правильному питанию россиян. Также работают и ведомства других стран, которые в условиях кризиса стараются сохранить сбалансированность рациона при минимальных ценах. Поэтому внимательно изучайте рекомендации. Не нужно покупать сверхдорогие молочные продукты. Нужно отказаться от продуктов мясной переработки, чтобы сэкономить деньги. И покупать более простые продукты питания.

- В понедельник Вы выступали на пресс-конференции и критиковали технический регламент на маркировку продуктов питания, которые сейчас рассматривает Госдума. Почему Вы считаете его бесполезным?

- В первом чтении был принят закон о том, какие у нас будут этикетки. Закон абсолютно бесполезный, так как нет требований к шрифту, нет требований к фону, на котором размещается информация о составе продукта, о его пищевой ценности. Вы не найдете количественную информацию о содержании сахара, например.

Вот такие, вроде бы безобидные продукты питания, которые в рекламе у нас позиционируют как "детский завтрак" - хлопья – содержит, на самом деле, 30 процентов сахара. И мама не может найти эту информацию на этикетке. Мы требуем, чтобы Дума в обязательном порядке пересмотрела эти нормативы. Чтобы родители, которые заботятся о детях, могли получить информацию, сколько в чипсах содержится соли, сколько транжиров, сколько насыщенных жиров - те ингредиенты, которые дети вообще не должны получать. Эти вещи прячутся под безобидными названиями, и потребитель не может найти всю информацию о товаре.

- Норма Роспотребнадзора - указывать на упаковке, молоко это или молочный продукт, - сейчас соблюдается?

- Мы надеемся, что она будет соблюдаться лучше, потому что новый молочный регламент - революционный, он изменил правила игры. Но я хочу успокоить потребителей. Молочный напиток, которого все так боятся, это не самый плохой продукт. Если у вас нет денег на цельное молоко, лучше купить литр молочного продукта, чем вообще отказаться от молока. Потому что современные молочные напитки все равно лучше, чем те, что были раньше.

- Но хотелось бы иметь деньги на молоко, а не на молочный продукт.

- Надеюсь, что со временем, когда животноводческое поголовье будет восстановлено по всем регионам России, будет только цельное молоко. Пока, к сожалению, многие регионы не в состоянии насытить рынок цельным молоком. Они все равно будут применять сухое молоко и будут вынуждены продавать этот продукт как молочный напиток. Мы опасаемся, что запуганные потребители, взяв молочный напиток, будут думать, что это он чуть ли не как водка, опасен. Ничего подобного. Молочный напиток - достаточно хороший продукт с хорошими потребительскими свойствами. Его нужно пить не меньше стакана в день.

- Права потребителя, по Вашим словам, в условиях кризиса необходимо защищать лучше. Но сами потребители стали чаще жаловаться на некачественные товары или услуги.

- Люди стали чувствительнее воспринимать. Вот если в прошлом году на ЖКХ жаловалось 50 процентов потребителей, то в 2009 году уже 57. Конечно, основная причина – это подорожание услуг. То же самое с продуктами питания. Более половины россиян волнуют цены на продукты питания. Мне кажется, важно людям объяснять, почему дорожают продукты питания, и какие меры предпринимаются для того, чтобы рост цен был менее быстрым. Объяснять, какие конституционные проекты будут реализованы в нашей стране.