Депутаты одобрили право на забвение вторым чтением

Право на забвение одобрено депутатами Госдумы во втором чтении законопроекта. Законопроект требует от интернет-поисковиков удалять ссылки на недостоверную, неактуальную или "распространяемую с нарушением законодательства" информацию.

Право на забвение одобрено депутатами Госдумы во втором чтении законопроекта. Законопроект требует от интернет-поисковиков удалять ссылки на недостоверную, неактуальную или "распространяемую с нарушением законодательства" информацию.

Ссылки на эту информацию будут удаляться по требованию граждан, отмечает "Интерфакс". При этом законодательная инициатива распространяет юрисдикцию российских судов на иностранные интернет-поисковики, если они распространяют адресованную российским потребителям рекламу.

Законопроект о праве на забвение вызвал критику со стороны интернет-компаний. Ко второму чтению законопроекта они представили свои поправки в него. Депутаты одобрили 14 поправок и отклонили 17. Из проекта закона была исключена возможность удаления ссылок на достоверную, но устаревшую информацию, которой более трех лет.

Учли и поправку Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) о том, что заявитель должен обязательно указывать свое имя и фамилию. В противном случае запрос может игнорироваться.

Кроме того, поисковым системам предоставлено право запрашивать удостоверяющий личность заявителя документ. Сам заявитель должен указывать конкретный URL сайта с информацией, которая должна быть исключена из поисковой выдачи.

Также во втором чтении законопроекта с 3 календарных до 10 рабочих дней увеличен срок рассмотрения запросов заявителей поисковиками. Также поправки в закон исключили подпадание под законопроект внутрисайтового поиска. Одобрена поправка о возможности подачи исков по месту жительства истца, а не по месту нахождения ответчика.

Депутаты, правда, отвергли основное предложение операторов поисковых систем: последние настаивали на том, что не должны заниматься несвойственными им функциями государственных и судебных органов. Прием заявлений на удаление ссылок и принятии решений по ним они предлагали передать Роскомнадзору.

В случае принятия, закон о забвении должен вступить в силу с 1 января 2016 года.

"К сожалению, многих важных, с нашей точки зрения, поправок добиться не удалось, — с сожалением отметил директор по связям с общественностью "Яндекса" Очир Манджиков. — Мы считаем, что контроль за распространением информации не должен ограничивать свободный доступ к общественно-значимой информации. Не должен нарушаться баланс личных и общественных интересов. Ситуация усугубляется еще и тем, что закон вводит нестандартные правила подсудности, приравнивая судебные иски о ссылке в интернете к искам об алиментах и нанесению вреда, и тем самым стимулирует людей обращаться не к сайтам, нарушившим права пользователя, а к поиску".

При этом, в "Яндексе" отметили, что основная нагрузка по разбирательствам с правом на забвение ляжет на поисковые системы, хотя сами поисковики никакой информации не распространяют и ответственности за ее публикацию не несут.

Российское правительство уже подготовило отрицательный отзыв на проект закона о забвении в Интернете.

Неправильно наделять поисковики функциями удаления ссылок без верификации, без понимания, кто направил запрос на удаление, то есть, по сути, заставлять их брать на себя полномочия судов, считает министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров.

Третье окончательное чтение законопроекта о праве на забвение запланировано в Думе на 3 июля 2015 года.

В Европе механизм права на забвение начал действовать около года назад. Все пользователи ЕС теперь могут потребовать от интернет-поисковиков удаления из выдачи ссылки на информацию о себе. С 29 мая 2014 года, когда Google официально начал рассматривать запросы, поисковик получил более 262 тысяч запросов на удаление из выдачи ссылок на личную информацию. Но поисковик согласилась удалить лишь 41,3% из 953,3 тысячи запрошенных URL-адресов.