Иран пропустил дедлайн по переговорам


фото: Global Look Press

Иран и "шестерка", которые ранее намеревались заключить соглашение по ядерной программе до 30 июня, не укладываются в срок, сообщают дипломаты. При этом обе стороны намерены продолжать переговоры до последнего – по словам их участников, до подписания соглашения осталось недолго.

Иран и "шестерка" продолжают переговоры в Вене, однако в срок не уложатся – об этом сообщили дипломаты сразу нескольких стран. При этом обе стороны намерены продолжать переговоры до победного конца – дипломаты уверены, что свет в конце туннеля уже просматривается. О том, что переговоры близятся к завершению, свидетельствует и приезд в Вену министра иностранных дел Ирана Наваза Шарифа, возглавляющего делегацию.

Согласно заявлениям дипломатов, переговоры в Вене будут продолжаться ровно столько, сколько потребуется для достижения итогового соглашения, способного положить конец эпохе санкций в обмен на десятилетнее ограничение на развитие иранской ядерной программы. Помимо Шарифа, на переговоры вернулся госсекретарь США Джон Керри, который был вынужден прервать свое участие в переговорах из-за перелома ноги. Кроме того, в Вену прибыл глава Министерства иностранных дел России Сергей Лавров. Также ожидается присутствие глав МИДов Великобритании, Франции, Германии и Китая.

Сразу после прибытия в Вену, Зариф и Керри провели личные переговоры, которые длились более двух часов. "Я здесь, чтобы подписать окончательное соглашение, и я думаю, что мы сможем это сделать", — отметил Зариф после окончания встречи. Тем не менее, по его словам, на пути к этому пока остаются некоторые вопросы, по которым сторонам пока что не удалось прийти к взаимопониманию. Другие участники переговоров подтвердили, что дедлайн по переговорам сдвинулся более чем на неделю – с 30 июня на 9 июля, последний день, когда соглашение будет можно будет представить перед американским Конгрессом, который должен его одобрить.

Камнем преткновения пока остается срок снятия санкций, а также вопрос о правомерности проверок иранских военных ядерных объектов инспекторами Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Хотя американские дипломаты утверждают, что "шестерке" уже удалось согласовать план таких проверок, их иранские коллеги утверждают, что допуск иностранцев на военные объекты – "красная линия", проведенная верховным лидером страны аятоллой Али Хаменеи, решения которого определяют внешнюю политику государства. По мнению наблюдателей, знакомых с внутриполитической обстановкой Ирана, подписание соглашения может вызвать эскалацию напряженности между сторонниками жесткой и мягкой линии во внешней политике.

У соглашения есть противники и за пределами Ирана. В первую очередь это его ближайшие соседи – Израиль и Саудовская Аравия, по совместительству являющиеся главными союзниками США на Ближнем Востоке. Несмотря на отсутствие дипломатических отношений, представители этих стран в начале июня провели совместную пресс-конференцию, на которой обвинили Иран в экспансионизме, в частности, в финансировании шиитских военизированных формирований в Ираке и Йемене и призвали мировую общественность не допустить обретения исламской республикой ядерного оружия.

Кроме того, представители Саудовской Аравии уже неоднократно намекали, что в случае, если соглашение все-таки будет подписано, их страна оставляет за собой право начать развитие собственной ядерной программы. Израилю подобные заявления не требуются: несмотря на проводимую этим государством политику "ядерной непрозрачности" мало кто сомневается, что это государство является единственным обладателем ядерного оружия на Ближнем Востоке, потенциал которого сейчас оценивается приблизительно в 200 боеголовок, базированных на трех различных носителях (ракеты шахтового запуска, самолеты-бомбардировщики и подводные лодки).

Напомним, предварительное ядерное соглашение между "шестеркой" и Ираном было подписано 3 апреля 2015 года. Хотя крайним сроком было 31 марта, дипломаты совещались на протяжении нескольких дней, в том числе, по ночам, пока, наконец, не пришли к компромиссу. Согласно предварительному соглашению, Иран в обмен на снятие экономических санкций обещает на две трети сократить количество центрифуг, а также поставить все свои ядерные объекты под гарантии МАГАТЭ.