Дочь Маяковского сожалеет, что ей не дают гражданство России

Единственная дочь советского поэта Владимира Маяковского 89-летняя Патрисия Томпсон, живущая в Нью-Йорке, в любое время готова передать российским исследователям семейный архив материалов, касающихся жизни ее знаменитого отца, а также личную библиотеку.

Единственная дочь советского поэта Владимира Маяковского 89-летняя Патрисия Томпсон, живущая в Нью-Йорке, в любое время готова передать российским исследователям семейный архив материалов, касающихся жизни ее знаменитого отца, а также личную библиотеку.

Сама Патрисия Томпсон — профессор философии Лемановского колледжа Городского университета Нью-Йорка и автор более 20 книг.

"У меня 40 папок архивных материалов, — рассказала в беседе с корреспондентом ТАСС Патрисия Томпсон. — Мне бы очень хотелось, чтобы их взяли в Музей Маяковского, чтобы к ним имели доступ российские исследователи. Они могут забрать их в любое время".

По ее словам, в архиве хранятся фотографии, документы и рукописи, рассказывающие о совершенной 90 лет назад поездке Маяковского в США, а также о матери Томпсон — иммигрантке из России Елизавете Зиберт, которую после замужества стали звать в США Элли Джонс. С ней поэт познакомился во время пребывания в Нью-Йорке в 1925 году.

Есть среди этих материалов и письма Маяковского, и сделанные им рисунки. На одном из них запечатлена Джонс, испускающая молнии из глаз в сторону покорно склонившего голову поэта.

"Они тогда немного повздорили, поссорились", — пояснила Томпсон. На другом — Маяковский загораживает проход к дому Джонс всем посетителям.

"У нее было много поклонников, и он, конечно, переживал", — отметила дочь поэта. Она не исключила, что это единственные сделанные Маяковским рисунки любимой им женщины. "У меня нет информации о том, чтобы он когда-либо рисовал других женщин, с которыми его связывали романтические отношения", — добавила Томпсон.

В ее библиотеке, которую дочь поэта хотела бы передать в Россию, более тысячи научных и художественных книг, в том числе редкие и ценные издания. Томпсон рассчитывает, что эта литература может быть полезной ученым в России. "Я собрала эти книги за долгие годы работы редактором, педагогом, психологом. Мне не по карману отправить их в Россию самой, но я готова отдать их в любой момент", — призналась она.

Томпсон сообщила, что и сама была бы рада помощи тех, кто профессионально занимается исследованиями творчества Маяковского в России. "Меня очень интересуют подробности и четкая хронология его поездки в Ниццу в 1928 году, — сказала она. — Имея возможность работать с недоступными для меня архивами, они могли бы внести ясность во многие моменты".

Эта поездка Маяковского в Ниццу имеет особое значение для Томпсон, так как тогда произошла ее единственная встреча с отцом, которую она помнит до сих пор.

В ближайшие шесть месяцев Томпсон намерена закончить автобиографическую книгу. Она, предположительно, получит название "Дочка. Нерассказанная история американского дитя любви Маяковского".

Слово "дочка" использовано неслучайно: именно его написал на одной из страниц в своем дневнике поэт. Как отмечает Томпсон, нет никаких сомнений в том, что речь идет о ней. "Это слово показывает его отношение", — считает она.

Томпсон еще не решила, следует ли написать в названии новой книги "Dochka" латиницей или перевести это слово на английский.

Томпсон является автором ряда других книг о Маяковском, некоторые из них переведены на русский язык. "Многое из того, что сегодня известно о нем, не вполне соответствует действительности или не соответствует вовсе. Думаю, что некоторые вещи, касающиеся жизни Маяковского, откроются только в будущем", — считает дочь поэта.

Кроме того, Патрисия Томпсон призналась, что ей "хотелось быть ближе к России". "Я уже давно хочу получить российский паспорт. Этот процесс вроде бы начался, но потом, видимо, что-то застопорилось. А мне все же очень бы хотелось иметь гражданство России", – говорит дочь легендарного советского поэта.

В октябре 1926 года Маяковский написал письмо "двум Элли" – своей дочери (маленькой Элли) и ее матери (большой Элли). Многие годы сам факт существования наследницы Маяковского был в России неизвестен, ведь она с матерью жила в США, а Маяковский – в СССР.

Два года назад, накануне празднования 120-летия Владимира Маяковского, Патрисия Томпсон дала интервью телеканалу "Россия 24", в котором рассказала о знакомстве ее матери с поэтом и своих детских воспоминаниях от единственной встречи с отцом.