Долгожданный "Прогресс"

С космодрома Байконур к МКС ракета-носитель "Союз-У" вывела на орбиту транспортный грузовой корабль "Прогресс М-28М". Стыковка в воскресенье утром. Нынешний "Прогресс" запустили на месяц раньше запланированного, чтобы не ставить под угрозу работу экипажа на МКС.

С космодрома Байконур к МКС ракета-носитель "Союз-У" вывела на орбиту транспортный грузовой корабль "Прогресс М-28М". Стыковка в воскресенье утром. Постоянные рейсы снабжения МКС всем необходимым, по четыре "Прогресса" в год, начались в августе 2000-го. За 15 лет – свыше 60 стартов, из которых 2 неудачных. Нынешний "Прогресс" запустили на месяц раньше запланированного, чтобы не ставить под угрозу работу экипажа на МКС.

Байконур. 7.55 утра 3 июля. До старта ракеты-носителя "Союз-У" с грузовым кораблем "Прогресс" меньше минуты. В Москву, в штаб Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры поступает вся телеметрия полета ракеты. Впервые телеметрию полета "Прогресса" принимали и на новом космодроме "Восточный".

Отделение первой ступени, второй, третьей. Сказать, что все прошло штатно, можно лишь через 529 секунд, когда корабль выведут на расчетную орбиту. "Расчет сработал хорошо. Этот запуск был для нас очень важен. Теперь подготовка и проведение пилотируемого запуска к МКС", — говорит Юрий Чичкало, Заместитель начальника оперативного управления ФГУП "ЦЭНКИ".

До станции грузовик летит двое суток. Космонавтам он везет топливо, кислород, научное оборудование, конечно, воду и еду. Из двух с половиной тонн полезного груза почти полтонны – это продукты питания. Эта посылка с земли весит на 100 килограммов больше. "Потеряны были грузы на апрельском пуске. Корректировка была, но, в целом, обычная нормальная загрузка", — отмечает Александр Калери, руководитель летно-космического центра РКК "Энергия".

Нынешний "Прогресс" особенно долгожданный. Его запустили даже на месяц раньше запланированного, чтобы не ставить под угрозу работу экипажа на МКС. "На станции по правилам полета всегда есть запас необходимых элементов на случай потери корабля. По правилам должно быть на 45 человеко-суток: питание, вода воздух, топливо", — говорит Калери.

МКС – одно из самых больших искусственных сооружений, которое когда-либо создавал на орбите человек. Обслуживание и работа на всех основных 15 модулях требует немало затрат и ресурсов. Поэтому, почти у каждого космического агентства — участника МКС, свой грузовик. Однако российский корабль "Прогресс", по-прежнему, главный по доставке грузов с земли. В год четыре запуска.  "Грузовой корабль около двух с половиной тонн поднимает. Имеет два отсека: один, куда экипаж имеет доступ, туда закладываются грузы, которые будут использоваться внутри станции. И есть отсек негерметичный: там топливо, вода, сжатые газы", — рассказал Калери.

Полезная нагрузка корабля тщательно рассчитывается. Какие запасы пополнить и сколько, зависит от потребностей экипажа. Однако космические грузовики — не единственные источники необходимого для жизни. На станции, например, есть специальная система регенерации воды. "Вода привозится, чистая, грузовыми кораблями. Та вода, которая собирается из атмосферы станции. Как роса, которая выпадает по утрам, собирается специальными устройствами. Используется как техническая, либо очищается до питьевой. На самом деле, частичный круговорот веществ на МКС существует", — говорит Сергей Крикалев, летчик-космонавт, Герой Советского Союза и России.

Сергей Крикалев – опытнейший космонавт. Шесть полетов в космос, два на Шаттле. Его космические экспедиции пришлись на переломные 90-е, когда было не до космоса. Однажды вместо пяти месяцев Крикалев вынужден был остаться на станции "Мир" почти на год. Еды на орбите хватало, а вот с водой возникли проблемы. "Вода была завезена заранее, но запасов больших не было. Помню, тогда мы разработали методику: влажная одежда после физкультуры, мы ее не консервировали, а давали возможность высохнуть, чтобы часть этой воды вернуть в атмосферу, обратно собрать как воду, и использовать для питьевых и технических целей", — вспоминает Крикалев.

Американский сегмент, российский, европейский модуль, японский. Для международного экипажа это формальности. Завтраки, обеды, ужины – все вместе, даже деликатесы. "Если мне что-то понравилось, у моего "соэкипажника" с американского сегмента, или у японца, или у европейца, например, итальянская колбаса, я говорю – давай поменяемся, я тебе творог, а ты мне колбасу. Всегда находим компромисс", — улыбается Герой России, летчик-космонавт Роман Романенко.

Там, на станции они дышат одним воздухом, и пьют одну воду. Все общее – и неудачи и успех.