Обама признался, что политика санкций не работает

В Америке дискуссии об ужесточении антироссийских санкций идут в преддверии выборов нового президента. А что там? Может, после Обамы будет попроще? Две отличительные черты этой кампании уже очевидны.

В Америке дискуссии об ужесточении антироссийских санкций идут в преддверии выборов нового президента. А что там? Может, после Обамы будет попроще? Две отличительные черты этой кампании уже очевидны. Во-первых, это характерная династийность, потому что опять Буши (теперь Джеб) и Клинтоны (теперь Хиллари). Выиграют что те, что другие. Москве примерно понятно, чего ждать, — переосмысление подходов к России будет, скорее, еще через президентство. Но будет теперь и еще одна, совершенно новая черта предвыборной кампании в США.

Еще недавно "главным" меньшинством в США были афроамериканцы, теперь их по численности обошли избиратели латиноамериканских кровей. Самым именитым кандидатом-республиканцем является Джеб Буш — сын президента Буша-старшего и брат президента Буша-младшего. У него с латиноамериканцами все просто замечательно. Супруга — мексиканка, и в семье они говорят на испанском. Но и Хиллари Клинтон теперь есть что "продать" избирателям-латиноамериканцам, а именно решение ее однопартийца Обамы пойти на нормализацию отношений с Кубой. Уже объявлено об обмене посольствами.

А теперь вспомним "подвешенные" бюллетени в "подвешенном" штате Флорида на президентских выборах 2000 года. Это были бесконечные пересчеты. Губернатором Флориды там был тогда Джеб Буш. Победил его брат Джордж. Минимальный перевес обеспечили в том числе кубино-американские избиратели. Они традиционно — за республиканцев.

Казалось бы, Бушам нечего беспокоиться. Как, мол, там ни мечутся демократы, уже кубино-американский избиратель за пазухой. Но вот еще две новые черты. Во-первых, из числа кандидатов-республиканцев кубино-американцам куда ближе не Джеб Буш с его женой-мексиканкой, а два таких подпирающих его кандидата, как сенатор Крус и особенно сенатор Рубио, а они оба — этнические кубинцы. Во-вторых, с памятного 2000 года Флориду наводнили уже не только кубинцы из железобетонно-антикоммунистической "волны", которая бежала туда от революции и традиционно голосовала за республиканцев, — все больше стало иммигрантов свежих, уехавших с Кубы часто не из-за идеологии, а в поисках, например, работы. Такие новые кубинцы-иммигранты только-только "высидели" гражданство США, стали избирателями и часто желают как раз примирения с Гаваной — им так проще ездить к родственникам. То есть баланс сдвинулся. Демократы продолжают его сдвигать еще дальше. Они намекнули на нормализацию отношений теперь и с Венесуэлой.

А это уже совсем по нашу душу, потому что именно Куба и Венесуэла — самые близкие России латиноамериканские республики. И что будет, если США их от нас "уведут"? Впрочем, уведут ли? И вот тут пригодятся сразу несколько совпадений. Во-первых, недавно вышла новая книга о Кубе легендарного советского разведчика Николая Леонова. А, во-вторых, 4 июля – День независимости США, а 5-го — День независимости Венесуэлы. Но из-за того, что в этом году обе эти даты пришлись на выходные, американское и венесуэльское посольства уже провели праздничные приемы, а дипломатические рауты — это еще какая лакмусовая бумажка. Так кто кого куда завлекал и как развлекал?

Самые необычные участники венесуэльского приема — юноши и девушки, у которых на плечах — нашивки со своим флагом, но на погонах — русская буква "К". Это курсанты, которые учатся в военных вузах стран ОДКБ. Отношения Москвы и Каракаса стали сейчас такими масштабными, что для венесуэльского приема арендуют огромный зал в отеле "Метрополь". Среди гостей много не только дипломатов, но и представителей российского бизнеса, причем реального сектора. Кстати, российский триколор сопровождает венесуэльскую независимость с самого начала.

"Когда наш герой Франсиско де Миранда прибыл ко двору Екатерины Великой, уже тогда обсуждалась наша независимость от испанской короны. А потом наш освободитель Симон Боливар принес многим народом Латинской Америки независимость, свободу, отказ от тирании и подавления. И мы очень горды, что в России отмечаем 204-ю годовщину нашей независимости", — заявил Хуан Висенте Паредес, посол Венесуэлы в России.

На 35 лет раньше именно Россия и все та же Екатерина Великая первой в мире признала и независимость США. Поэтому в Москве, как нигде, символично то, что на дипприеме в честь годовщины независимости США после выноса их флага звучит гимн страны-хозяйки России.

На стенах резиденции США в Москве — фотографии о самых разных этапах наших двусторонних отношений. На приеме нынешний посол Джон Теффт повел себя крайне сдержанно: в речи он лишь раз упомянул расхождения, а прием посвятил культуре. Особой популярностью пользовался постер с Фрэнком Синатрой: в этом году — 100 лет со дня его рождения.

"По моим ощущениям, культурный обмен растет. Конечно, надо посмотреть точные цифры, но явно не снижается. Мы проводим много музыкальных концертов. Сегодня у нас — группа "Семья Джонс". До этого она спела в разных городах России и выступила в Москве. А недавно мы организовали совместный концерт Игоря Бутмана и Теренса Бланшара, который считается в США одним из лучших трубачей. Роскошный джаз", — признался Теффт.

Национальная культура была и у венесуэльцев. Самый трогательный момент — вручение подарков 7-летнему Саше Каплунову, победителю уже 4-го конкурса рисунков "Венесуэла глазами русских детей".

Совсем другое поколение чествовали ранее в Госдуме. Там прошла презентация новой книги легендарного советского разведчика-латиноамериканиста Николая Сергеевича Леонова о Рауле Кастро.

- Николай Сергеевич, почему вдруг Рауль Кастро? Времени много прошло, вроде всем все известно?

- Времени прошло действительно много. С момента моего знакомства с Раулем Кастро прошло 62 года.

В книге — и их первая совместная фотография — тогда они еще были студентами — и масса удивительных детских фотографий самого Рауля, и, естественно, Рауль с братом Фиделем и с советскими товарищами по оружию.

Между тем, ровно в тот день было объявлено, что у США теперь будет в Гаване посольство, как у Кубы в Вашингтоне. Почему?

"Наш президент решил взять курс на нормализацию отношений с Кубой. Он очень хочет, как мне кажется, наладить связи с кубинцами в новом, расширенном ключе. Он четко сказал, что старая политика не работает и мы попробуем вести другую", — отметил Джон Теффт.

Но ведь "старая политика" — это политика санкций. Значит, она не работает. Куба их выдержала благодаря поддержке Москвы. А друг познается в беде. Такие друзья остаются.

"Какая бы страна ни была большим другом Кубы, такая страна всегда будет испытывать большие выгоды от стратегических преимуществ Кубы. Оттуда все можно делать. И надо просто радоваться, что у нас с ней такие хорошие и добрые отношения", — считает Николай Леонов.

Но верно и то, что нормализация отношений с кубинцами — то немногое, что Обама может приписать себе как внешнеполитический успех. В Вашингтоне уже идут дальше. Теперь нормализацию обещают и Венесуэле, против которой были немедленно введены санкции, стоило той стране объявить о независимом курсе. И опять же кто помог и кто сказал, что, конечно же, непростые внутренние процессы — это дело самих венесуэльцев?

"Со времени первой встречи команданте Чавеса с президентом Путиным Россия стала для нас не просто еще одной страной — это братская страна. Так говорил команданте Чавес. Его дело продолжает президент Николас Мадуро. Это сближение служит делу создания многополярного мира. В этом — практика России. А из этого проистекают суверенитет и цельность границ. Вот что мы ищем — мира, который мы несем и другим народам", — сказал Хуан Висенте Паредес.

Не будем сравнивать приемы по случаю Дней независимости Венесуэлы и США, заметим только, что ни в посольстве США не было кубинцев с венесуэльцами, ни у венесуэльцев не было американцев.

Между тем в российском Интернете "гуляет" занятная викторина. Почему в 1963 году Фидель Кастро в Москве носил сразу пару часов? В числе прочего предлагались версии тогдашних, времен холодной войны, конечно, западных пропагандистов. Мол, Фидель Кастро на самом деле тайно питал страсть к роскоши. Или что Фидель разбогател на доверчивости советских лидеров. На самом деле загадка проста: одни часы на руке Фиделя показывали местное, московское, время, а вторые — домашнее, гаванское.