Тема:

Кризис в Греции 6 лет назад

Греки сравнивают кризис с Третьей мировой

5 июля в Греции – решающий день не только для страны, но и для будущего еврозоны и Евросоюза как объединения в целом. Греция проголосовала на референдуме, согласиться ли с программой финансовой помощи от МВФ, ЕС и Европейского Центробанка – так называемой тройки – или нет

5 июля в Греции — решающий день не только для страны, но и для будущего еврозоны и Евросоюза как объединения в целом. Греция проголосовала на референдуме, согласиться ли с программой финансовой помощи от МВФ, ЕС и Европейского Центробанка — так называемой тройки — или нет. Если да, то стране придется перейти на небывалый до сих по режим экономии, если нет, Греция выходит в самостоятельное плавание, отказываясь от евро и возвращаясь к родной драхме. Инициатор референдума недавно победивший на выборах премьер Ципрас агитирует голосовать "нет".

3 июля утром в Афинах начали раздавать хлеб. Бесплатно. Всем. К этому дню уже никто не стеснялся признаться, что дожить до 6-го не получается. На каждом столике — кофе и вода, много воды. Бесплатно. В кассе — килограммы мелочи и двадцатки — это еще одна примета недели — так банкоматы выдают 60 евро — три раза по двадцать.

Жизнь в Греции не остановилась — замерла. Даже там, где пролегают туристические тропы, пусто. Сувенирные лавки, заправки можно вообще закрывать. Любимый у греков вечерний кинотеатр "Тиссио". Не до кино — все второстепенные расходы отменены.

Оживлен лишь рынок недвижимости — 3 июля за квадратный метр не дадут и копейки, радостно пугают профильные журналы. Цены действительно рухнули. В продаже — целые острова! За виллу в 5 тысяч квадратных метров с видом на залив, храм Посейдона хозяин хотел 18 миллионов, но отдает за 12, и цена не финальная, добавляет риелтор.

Еще никогда слова "да" и "нет" не были так политизированы. По всей стране — 50 на 50. За "да" агитируют закрытые банки, за "нет" — плакаты, самый популярный за последние годы премьер и 5 лет жесткой карательной экономии.

Если и искать место, где греки больше всего "не любят Европу", так это у берегов Турции. Остров Лесбос. Здесь и родина Сафо, и могила Орфея, и православные святыни — есть чем кормиться, а кормить приходится мигрантов самим. Некоторые греческие проблемы Брюссель не касаются.

Вот где расскажут про международную помощь. Здесь не видели даже ту, что положена. Когда причалила первая лодка с мигрантами, остров был в шоке — через Турцию бежали даже из Бангладеша. Сегодня — протокол известен — приплыл — иди сдаваться в порт сам. Это не Лампедуза — никаких военных в масках и перчатках, никаких приемников распределителей, обыска: всех — по автобусам, на паром, в Афины, а дальше — в открытую Европу.

Мэр Лесбса Спирос Галинос кому только ни писал в Брюссель, напоминая про обещания вместе делить и приятные моменты нахождения в Евросоюзе, и последствия некоторых "миротворческих" операций.

"Голосуя, нужно крепко подумать, а кто они? Настоящие друзья греков? Так, как поступили с нами, втянув в международную кабалу и кредиты, с друзьями так не поступают. Это была помощь самим себе. Деньги приходили и шли на обслуживание долга. Партнеры прекрасно жили, эксплуатируя греков", — уверен Галинос.

Остров, конечно, знал лучшие времена — влюбленный в Лесбос Цезарь отменил здесь все налоги, самые красивые школы, церкви и особняки с лепниной построили греческие одесситы-меценаты в начале ХХ века. Сегодня деньги приносит турист.

Это почти похоже на диверсию, на наказание за желание провести референдум — западная пресса пишет про 50 тысяч отказов от путевок, показывает иностранцам пустые прилавки. В Греции заканчиваются хлеб, молоко — острова не продержатся и неделю. На Лесбосе почти все — свое.

"Банкоматы — от дьявола" — так люди говорят и идут молиться. На прошедшей неделе перед референдумом Греческая Православная Церковь отмечает у себя непривычно высокую явку, но в дела государства не вмешивается, не агитирует, хотя Алексис Ципрас у нее не в милости — присягал в январе не на Библии.

Но народу важнее, кому присягал, — все знали, чем закончится его приход. Его последний перед референдумом митинг на Сингатме. В белой рубашке. Все, что обещал, сделал.

Ципрас уйдет, если греки скажут "да", а долги останутся. Партия ПАСОК, что подписывала и голосовала за первый пакет помощи, признает, что миллиардные просчеты были. Парис Кукулопулос был правой рукой Папандреу на переговорах в Брюсселе, но ответственность за все, с точки зрения оппозиции, — только на "Сиризе".

"Меня спрашивают об ответственности спрашиваете. Вспомните, как было 5 лет назад. Деньги никто не давал, кроме МВФ. Да, нам поставили жесткие условия, но мы их выполняли, а потом пришел Ципрас и завел страну тупик!", — заявил Парис Кукулопулос, руководитель отдела партии ПАСОК.

Даже если откроются банки, утро 6 июля будет таким же нерадостным для тысяч предпринимателей Коринфа, Пеллы, Иматии — там кризису пошел второй год. Киви, нектарины, клубника — все, что шло на российский рынок, не вернется на него и в 2015 году, нужно искать, куда пристраивать.

От следов былых объемов у предпринимателя Георгиса Паналидиса — только древесина, которую лет 30 получали по бартеру в обмен на цитрусовые. Но что нужно Греции, с кем торговать, теперь Греция не решает — из Брюсселя виднее.

"Санкции, эмбарго, кризис для меня, как Третья мировая. Я хочу проснуться и увидеть новую жизнь", — признался Георгис.