Вражеские голоса: польские власти пытаются заглушить российскую радиостанцию

Власти Польши намерены "наказать" лишением лицензии местное радио Hobby за ретрансляцию программ российской радиостанции "Спутник". Спустя три года вдруг выяснилось, что польский вещатель якобы нарушает одну из статей закона о радио и телевидении.

Власти Польши намерены "наказать" лишением лицензии местное радио Hobby за ретрансляцию программ российской радиостанции "Спутник". Спустя три года — а именно столько длится сотрудничество между двумя станциями — вдруг выяснилось, что польский вещатель якобы нарушает одну из статей закона о радио и телевидении.

С тех пор, когда радио Hobby заключило договор с "Голосом России", прошло три года. Три года с 21 до 22 часов по центрально-европейскому времени на частоте польской радиостанции транслировался сигнал из Москвы. Потом вместо "Голоса России" начал вещать "Спутник". И вот на днях чиновников из Государственного Совета Радиовещания и Телевидения Польши осенило: "В результате анализа документации Национальный совет по телевидению и радиовещанию посчитал, что Radio Hobby нарушает нормы закона о телевидении и радиовещании. Права по лицензии не подлежат передаче, а сама лицензия не может быть предметом коммерческих сделок". А раз так — лицензию надо отобрать. Напрасно директор радиостанции объяснял: мол, договор с россиянами позволял платить зарплаты сотрудникам, и все передачи перед тем, как пойти в эфир, отслушивались в редакции на предмет подрывного и экстремистского контента. Да и саму редакцию тоже контролировали компетентные органы.

Кто ищет формальный повод — тот найдет. Регулятор взялся за закон, как только где-то замаячили российские СМИ: Sputnik — структурное подразделение холдинга "Россия сегодня", созданного Кремлем специально, чтобы смущать общественное сознание, вбивать клин сомнения и поиска в ряды разделяющих общие ценности.

"В Европе уже несколько месяцев абсолютно серьезно на высшем официальном уровне люди собираются для того, чтобы обсудить, что они должны сделать для того, чтобы помешать нам вещать в Европе. Это касается и телеканала Russia Today, и радиостанции "Спутник", они собираются новые органы даже власти открывать, которые контролировали бы больше наше вещание, и соответственно искали бы повод для того, чтобы нас закрыть", — говорит главный редактор телеканала RT и агентства "Россия сегодня" Маргарита Симоньян.

Если демократия и защищает себя здесь от пропаганды, то через отрицание самой себя. При этом на вооружение берутся самые топорные методы. И невелика разница, если в Прибалтике российские каналы просто отключили, а в Польше пытаются создать видимость законности. Цель одна — отрезать аудиторию от источника альтернативной информации, чтоб поменьше ее было, ну хотя на два процента.

"Европа вдруг испугалась того, что Россия достаточно эффективно воздействует на ее жителей, и посчитала что нужно просто перекрыть вот эту информацию, — говорит депутат Европейского парламента Татьяна Жданок, — Причем идея эта пришла прямо из России сюда в Европейский парламент приезжали представители оппозиции, либеральной оппозиции, господин Касьянов и команда. И долго внушали на различных семинарах, круглых столах презентациях европейской публике, что она должна отказаться от своих традиций представлять различные точки зрения. Потому что любая информация из России, любая точка зрения по определению неверна. И вот сейчас очевидно такую новую доктрину восприняли наши европейские политики".

В начале 50-х, на заре "доктрины Трумэна", призванной сдерживать влияние СССР, когда Запад искал рецепты противодействия советской пропаганде, на вооружение был взят безотказный принцип: правда — лучший инструмент идеологической борьбы. С этим пытались бороться с помощью глушилок, и европейские политики должны были бы помнить, к чему это привело. Но, видимо, не помнят. Или сильно недооценивают аудиторию.

"Если вы начинаете запрещать вещание иностранных СМИ, люди понимают: правительство решает за нас, что нам смотреть и слушать, — говорит британский журналист Тони Гослинг. — Это сейчас и происходит в Польше, что создает опасный прецедент. Если правительство хочет сохранить поддержку народа, то нужно предоставить людям всю палитру мнений. Это традиционный, либертарианский подход. Противоположность ему — это некая драконовская система".

Вопрос о лишении Радио "Хобби" лицензии окончательно еще не решен. Впрочем, понятно, что уже даже просто намерением отобрать ее польские власти сработали на укрепление альтернативной точки зрения значительно мощнее, чем это могла бы сделать маленькая радиостанция.