Тема:

Закон об НКО 1 год назад

Стоп-лист НКО: за списком иностранных агентов будут следить регулярно

О "мягкой агрессии" против России 8 июля заявил Совет Федерации. Определение фигурирует в тексте обращения в Генпрокуратуру, МИД и Минюст, которое, завершая весеннюю сессию, единогласно приняли сенаторы. В нем они просят ведомства рассмотреть стоп-лист некоммерческих организаций.

О "мягкой агрессии" против России 8 июля заявил Совет Федерации. Определение фигурирует в тексте обращения в Генпрокуратуру, МИД и Минюст, которое, завершая весеннюю сессию, единогласно приняли сенаторы. В нем они просят ведомства рассмотреть стоп-лист некоммерческих организаций, работа которых в России была бы нежелательна, поскольку эти структуры активно используются для воздействия на внутриполитическую ситуацию в стране.

Участники небольшого митинга в Санкт-Петербурге растягивают перед камерами украинские флаги, позируют перед репортерами с плакатами о том, что присоединение Крыма — путь к фашизму. Сине-желтые значки вешают даже на детские коляски. Координаторы митинга раздают участникам украинскую символику.

- А значков у вас нет?

Это центр Петербурга. Митинг организовали ровно за день до референдума о статусе Крыма. Люди пришли с заготовленными плакатами — "Крым в огне". Мнение о том, чем закончится народное голосование на полуострове, тоже сформировали заранее.

"Это не референдум, с той агитацией, которую мы видим", — заявляет координатор крымской полевой миссии по правам человека, лидер организации "Наблюдатели Петербурга" Александра Крыленкова.

Александра Крыленкова до этих дней к Крыму не имела вообще никакого отношения, занималась бизнесом по продаже конфет в Петербурге. За полторы недели до референдума неожиданно возглавила организацию "Крымская полевая миссия по правам человека" и начала давать пресс-конференции о российском кровавом режиме.

"Первый раз я поехала в Крым в марте месяце, после референдума. Потому что с этого момента мне показалось, что это стало нашей проблемой. Хотим мы этого или не хотим, наша власть гнобит там людей. Наша власть – это, к сожалению, наша проблема. И разбираться с этим нам", — поясняет Александра Крыленкова.

На предмет того, что Крыленкова является иностранным агентом, получающим деньги из-за рубежа, прокуратура Санкт-Петербурга проводила проверку еще два года назад. Много о ней писали и в интернете.

"Предприниматель Александра Крыленкова — один из организаторов "Ассоциации наблюдателей Петербурга". Это они собрали и обучили тысячи гражданских наблюдателей, которые в день и ночь выборов фиксировали нарушения на избирательных комиссиях Петербурга. Они пачками писали жалобы, отсылали юристов в "горячие точки", — характеризует ее один из интернет-пользователей.

Организацию, в которую вошли многие из бывших коллег-активистов Крыленковой — "Крымская полевая миссия по правам человека", сенаторы Совета Федерации России предложили внести в список нежелательных.

"Никакой правозащитной деятельности эти организации не вели еще буквально год или полтора-два назад. Такая избирательная правозащитная деятельность – это, по сути дела, политическая деятельность. Для нас принципиально, что они ведут деятельность, которую мы считаем вредной в Российской Федерации Это значит что они навязывают те представления, которые противоречат нашим национальным интересам, нашей традиции, нашей культуре и нашему пониманию того, как должно развиваться государство и общество в России. Они навязывают, имеют для этого организационный ресурс и финансовый", — поясняет председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Андрей Клишас.

Фонд "Образование для демократии". Главный офис находится в польской столице – Варшаве. Основан фонд был еще в 1989 году. Во время Майдана его активисты собирали деньги для протестующих. Вот отчет на их сайте.

"Мы собрали свыше 560 000 злотых (8,3 миллиона рублей – прим. ред.), которые позволили быстро реагировать на потребности, которые появляются", — отмечается на сайте.

С кем сотрудничают в России, не скрывают. На сайте разместили фотографию выпускника Самарского госуниверситета Юрия Майстровского. С 1993 года он председатель неправительственной организации "Педагогический клуб "Радуга". На сайте пишет о том, как перенимал опыт у коллег из США. Нам удалось связаться с Майстровским.

- Юрий, как прокомментируете: пишут, что вы получали деньги от польского фонда?

"С фондом — никаких отношений, мы до этого сотрудничали. Я организовывал мероприятия здесь, они приезжали. Их представитель проводил семинары. Было очень интересно, очень здорово и очень полезно для наших учителей. Последнее иностранное финансирование у нас было 3 года назад", — отвечает глава организации ''Педагогический клуб "Радуга'' Юрий Майстровский.

Гражданским просвещением занимался с организацией Московская школа гражданского образования. Ее признали иностранным агентом. Тут же создали новую — "Школу гражданского просвещения". Не стали менять даже дизайн сайта, просто поменяли название.

"Наши оппоненты, наши соперники геополитические, действуют очень изобретательно. Изобретают все новые форматы, запускают новые механизмы, неправительственные организации, которые, по сути, являются филиалами спецслужб и других государственных структур, за рубежом просто используются в качестве инструмента для того, чтобы проникать в российское гражданское общество и им манипулировать", — говорит председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.

- Что заставило составить список? Почему сейчас?

"Мы далеки от мысли, что огромные объемы, возрастающие каждый год, зарубежного финансирования являются благородным делом. Бюджеты формируются государствами США и других западных государств. В США работают 15 тысяч некоммерческих организаций, которые работают в сфере внешней политики. Бюджеты некоторых из них превышают бюджет министерства иностранных дел России", — отвечает председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

В список нежелательных эти 12 организаций могут попасть уже осенью 2015 года — предполагается, что к тому моменту завершатся проверки ФСБ, МВД и прокуратуры. Если подозрения подтвердятся, деятельность организаций будет ограничена, а также они не смогут распространять информационные материалы — это книги, брошюры, а также освещать свою деятельность в российских СМИ. Сенаторы подчеркивают: список нежелательных организаций – открытый. За появлением новых агентов следить теперь будут регулярно.