Тема:

Саммиты БРИКС и ШОС в Уфе 8 лет назад

БРИКС и ШОС: мы новый мир построим. Реплика Георгия Бовта


Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Проведение в Уфе одновременно двух саммитов, БРИКС и ШОС, вносит важные элементы в новую картину мира, которая уже не будет строиться вокруг совокупного Запада или США. Речь о новых правилах игры в мировой политике и экономике.

Проведение в Уфе одновременно двух саммитов — БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества — вносит важные элементы в новую картину мира, которая уже не будет строиться вокруг совокупного Запада или США. Речь о новых правилах игры в мировой политике и экономике. Можно говорить о воплощении проекта Большой Евразии, которая превращается в новый центр силы. БРИКС – это Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. В ШОС с момента ее основания входило 6 стран — Китай, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и Киргизстан. Единственный раз совместный саммит БРИКС и ШОС проводился в 2009 году в разгар мирового финансового кризиса. С тех пор много воды утекло, кардинально изменились отношения России Запада, а соперничество Китая с США вышло на новый уровень.

На саммите в Уфе начат процесс присоединения к ШОС Индии и Пакистана, которым предстоит подключиться к 28 основополагающим документам ШОС до следующего саммита в Индии. С ними ШОС станет более мощной и сбалансированной, если иметь в виду влияние Китая, организацией. Возникнет новая "большая восьмерка". После снятия санкций с Ирана, подавшего заявку на вступление, она может стать "девяткой". Страны, представленные в Уфе, это более 40% населения мира и треть мирового ВВП.

БРИКС – это не традиционный союз стран, скорее, союз элит и организация сотрудничества. Страны, в него входящие, разнятся по геополитическим целям и ценностям. У всех разная ситуация в экономике. Китай замедляет рост до менее 7% в год, а в эти дни переживает падение фондового рынка. Бразильская и российская экономики сократятся в этом году на 1,5-3%. Индия демонстрирует уверенные почти 8% роста. Однако, такие даже синергетически не связанные экономики, способны повлиять на архитектуру экономического международного сотрудничества.

БРИКС ищет новые источники роста. Перспективна интеграция Евразийского экономического союза и создаваемого Китаем пояса "Шелкового пути", который пройдет через Южную и Центральную Азию аж до Евросоюза. ШОС, куда входят страны, участвующие в обоих проектах, является удобной платформой для достижения этой задачи. Китай создал 40-миллиардный фонд развития "Шелкового пути". Деньги будут вложены, в основном, в инфраструктурные проекты.

Создается Новый банк развития БРИКС с капиталом 100 миллиардов долларов и штаб-квартирой в Шанхае. Его возглавит индийский финансист Кундапур Ваман Каматх. Это будет структура, независимая от других международных финорганизаций, что актуально для ряда российских компаний, попавших под санкции. Или, например, для Крыма.

Ранее был создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с капиталом до 100 миллиардов долларов, где Китаю принадлежит 16%, а России — около 6%. К нему уже присоединились более 40 стран, которых, в частности, не устраивают планы США построить под себя, без Китая и России, Азиатско-Тихоокеанский регион в рамках Транс-Тихоокеанского партнерства. АБИИ станет конкурентом ВБ и Азиатскому банку развития, где верховодят США и Япония, они не вошли в новый банк. Показательно, что Китай, вторая экономика мира, во Всемирном банке ходит в так называемую "вторую категорию" голосующих, а в Азиатском банке развития имеет лишь 5% -долю, тогда как США и Япония — 15%.

В рамках БРИКС создается пул условных валютных резервов — своего рода касса взаимопомощи. Пул станет инструментом стабилизации национальных рынков капитала в кризисных случаях. И он тоже независим от ВБ и МВФ, которые зачастую навязывают политически мотивированные условия в интересах Запада, в обмен на помощь. При необходимости, а речь не идет о выделении денег сегодня, Китай предоставит в пул 41 миллиард долларов, по 18 дадут Россия, Индия и Бразилия, еще 5 миллиардов — ЮАР. В рамках БРИКС планируется создать и платежную систему, дабы и в этом не зависеть от западных структур. Помнится, России уже угрожали отключением от системы международных расчетов SWIFT.

В целом реализуется большой проект по диверсификации источников финансирования. А это актуально не только для России, но и для многих стран, недовольных политикой МВФ и невозможностью его, наконец, реформировать. Когда скептики сравнивают новые финансовые структуры БРИКС, располагающие примерно 200 миллиардами долларов, со Всемирным банком, ворочающим 2 триллионами, — это некорректно. Ведь если считать в сегодняшних долларах, то американский послевоенный "план Маршалла", более чем эффективный по выполнению поставленных целей, составил 103 миллиарда долларов. Важна именно выработка принципиально нового механизма принятия решений при создании альтернативной МВФ и ВБ финансовой инфраструктуры. Более справедливой, а не основанной на доминировании одной страны или группы стран.

В разработанных саммитом в Уфе документах: это Декларация, План действий БРИКС и Стратегия экономического партнерства до 2020 года – множество пунктов. И все они направлены на реализацию амбициозной попытки столь разных стран, расположенных на 4 континентах, наполнить содержанием тот многополярный мир, о котором все говорят, но который в гармоничной целостности еще никто не видел.