Тема:

Саммиты БРИКС и ШОС в Уфе 8 лет назад

К чему приведет расширение ШОС?

На уфимском саммите Шанхайской организации сотрудничества подписана историческая резолюция о начале процедуры присоединения к организации новых членов – Индии и Пакистана? Что означает присоединение для этих стран и как оно изменит лицо организации в будущем?

На саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Уфе 10 июля 2015 года "Шанхайская шестерка" подписала историческую резолюцию, запускающую процесс принятия в ШОС новых членов – Индии и Пакистана. Это расширение способно не только расширить географию сотрудничества организации, но и кардинально изменить облик региона уже в ближайшее десятилетие.

Индия и Пакистан ждали вступления уже давно – впервые эти страны заявили о своем намерении присоединиться к организации еще на Бишкекском саммите 2007 года. С тех пор перед каждым саммитом ШОС обсуждение ее расширения становилось все более ожидаемой новостью. Накануне саммитов в Бишкеке в 2013 году и в Душанбе в 2014 году вопрос о расширении ШОС казался уже решенным, однако в итоге политическое решение было принято лишь спустя семь лет.

За это время руководство сменилось не только в Китае, где в результате смены поколений руководителей к власти пришла новая плеяда политиков во главе с Си Цзиньпином, но и в Пакистане, где в кресло премьер-министра вернулся Наваз Шариф, свергнутый в 1999 году. В Индии к власти пришла оппозиционная "Бхаратия джаната пати" во главе с харизматиком Нарендрой Моди, наголову разбившая правящий "Индийский национальный конгресс". Изменился и мир: Россия столкнулась с Украинским кризисом и западными санкциями, а на карте мира появилось "Исламское государство" (запрещена в РФ), ставшее одной из главных проблем современности.

Однако главной причиной разморозки, очевидно, стал курс нового китайского руководства на построение прагматичной политики в Южной Азии. Начало новому этапу положили визиты Си Цзиньпина в Нью-Дели в сентябре прошлого и в Исламабад в апреле нынешнего года. В обоих случаях китайский председатель постарался выдвинуть на первый план экономику: в случае с Индией это увеличение взаимного товарооборота, а в случае с Пакистаном – строительство через его территорию так называемого Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК) который будет состоять из автомобильной и железной дорог, а также линии электропередач, которые свяжут предгорья севера с южным побережьем. Итоговая стоимость этого проекта, который должен стать одной из веток нового "Шелкового пути" оценивается в 56 миллиардов долларов, из которых 46 миллиардов уже выделены.

Нужно отметить, что у Индии есть территориальные споры как с Китаем (из-за штата Аруначал-Прадеш), так и с Пакистаном (из-за штата Джамму и Кашмир), однако Нарендра Моди вслед за Си Цзиньпином решил руководствоваться прагматизмом: объем товарооборота этих граничащих друг с другом стран несопоставим с торговлей обоих с США, поэтому объемы для его увеличения огромные. При этом остывающая экономика Китая вынуждает его искать новые проекты для вложения инвестиций за пределами страны, чем Индии как крупнейшему соседу Китая, было бы неплохо воспользоваться: при сопоставимом количестве населения (1,4 миллиарда человек в Китае и 1,3 миллиарда в Индии) уровень благосостояния этих стран различается в разы. Так, в 2014 году китайский ВВП на душу населения превысил индийский почти в пять раз (7,6 тысяч долларов против 1,6 тысяч), в Пакистане этот показатель еще ниже – 1,5 тысячи долларов (в России, к примеру, 13 тысяч).

Что касается территориальных споров, то этот вопрос уходит корнями в колониальное прошлое и вряд ли будет решен в ближайшее время. По большому счету, все уже смирились, что Китай контролирует часть одного индийского штата, а Пакистан – другого, и сохранение статус-кво сейчас отвечает интересам всех стран. К тому же, все три страны граничат с Афганистаном, откуда недавно были выведены практически все вооруженные силы западных стран, а также имеют активное исламистское подполье. В Пакистане наиболее тяжелая в этом плане ситуация наблюдается в Вазиристане, который практически контролируется "Талибан (запрещена в РФ)ом", в Индии – в Кашмире, а в Китае – в Синдзян-Уйгурском автономном регионе. Эти "горячие точки" делают все три страны уязвимыми к угрозе постоянно расширяющегося "Исламского государства" и требуют выработки общего подхода и контрмер для борьбы с исламизмом.


Что касается отношений с западными странами, в первую очередь, с США, то здесь единства среди членов блока нет. Китай, несмотря на свою антиамериканскую риторику, тесно связан с США в экономическом плане, а Индия и Пакистан являются одними из крупнейших покупателями американской военной техники. Однако при этом все три страны стараются проводить разнонаправленную политику, в первую очередь, в собственном регионе. Именно поэтому новая конфигурация ШОС может кардинально изменить облик региона, усилив кооперацию между странами Центральной и Южной Азии, а участие в этом процессе России придает этому сотрудничеству глобальный характер.