Война с памятниками: монументы мешают Варшаве переписывать историю

О готовящемся сносе польские власти даже не предупредили российскую сторону, хотя это предусмотрено и международными соглашениями, и существующей дипломатической практикой. То, что генерал Черняховский погиб, освобождая северную Польшу, их, судя по всему, тоже не смущает.

О готовящемся сносе польские власти даже не предупредили российскую сторону, хотя это предусмотрено и международными соглашениями, и существующей дипломатической практикой. То, что генерал Черняховский погиб, освобождая северную Польшу, их, судя по всему, тоже не смущает.

Власти польского Пененжно готовятся снести памятник дважды герою Советского Союза Ивану Черняховскому. Бургомистру города, который уже называет монумент металлоломом, удалось заручиться разрешением на демонтажные работы. Ветераны Войска Польского, опекавшие мемориал, искренне возмущены и готовят письмо в Совет охраны памяти борьбы и мученичества, который дал согласие на снос.

"Черняховский был самым молодым генералом Красной Армии. Если бы он не погиб, ему бы присвоили звание маршала. Уже документы были подписаны. Знаю, что он был очень талантлив, и под его командованием советские войска уверенно били врага и освобождали в том числе и нашу страну. Я очень возмущен решением нашей власти", — говорит ветеран Войска Польского Роман Орловский.

Генрих Калиновский воевал в составе войск Первого Белорусского фронта и помнит, с каким уважением на фронте отзывались о полководце. Сам он каждый год приезжал в Пененжно, чтобы почтить память советского генерала.

"У нас нет памятников членам Политбюро, КГБ. У нас есть памятники людям, которые воевали, пожертвовали своей кровью. Мы против. И у нас общее мнение, что памятники — это отдана честь за что-то, и они должны существовать", — поясняет ветеран Войска Польского Генрих Калиновский.

Год назад бургомистр Пененжно взялся решать судьбу мемориала командующему Третьим Белорусским фронтом, который жители Ольштынского воеводства установили здесь еще в 1970-е годы.

На мемориальных плитах, разрушенных вандалами, раньше красовалась надпись: "На вечную память Черняховскому от благодарных жителей польской земли".

Монумент неоднократно заливали краской и сбивали памятные таблички. Местные власти на это не реагировали, а на восстановление денег не выделяли.

Местные жители продолжали за ним ухаживать, самостоятельно каждый год обновляли краску, приносили живые цветы. Российским дипломатам до сих пор удавалось отстаивать мемориал. Сегодня МИД России потребовал от польских властей предотвратить снос памятника.

"Мы выступаем категорически против сноса и призываем польскую сторону к соблюдению международных обязательств по охране мест памяти. Надеемся, что польская сторона образумится, так как последствия могут быть губительны для двусторонних отношений", — подчеркнула пресс-секретарь посольства России в Польше Валерия Пержинская.

Чиновники, выдавшие разрешение на демонтаж, разводят руками, говорят о претензиях к генералу. О том, что Черняховский отдал жизнь за освобождение Польши здесь не вспоминают.

"Мы знаем, что он погиб на том месте. Но в Польше сегодня негативно оценивают личность генерала Черняховского, который арестовал и сослал 6 тысяч солдат Армии Крайовой", — высказывает претензии к генералу начальник внутреннего отдела Совета охраны памяти борьбы и мученичества Адам Шивек.

Война с памятниками идет во всех воеводствах. На днях власти города Нова-Суль расправились с памятником советско-польскому братству по оружию. О его сносе в нарушение всех существующих международных соглашений не стали предупреждать российскую сторону. О том, что монумент, посвященный подвигам солдат Красной армии и Армии Крайовой, буквально разгромили, дипломаты узнали из газет.

Гранитные и мраморные напоминания неудобны для тех, кто хочет переписать историю. При освобождении Польши от фашизма погибло 600 тысяч солдат и офицеров Красной армии, но польским властям сегодня стали мешать мемориалы, напоминающие о героях-освободителях.