"Окаянные дни": Одесса вернулась на сто лет назад

Еще недавно международный авантюрист Михаил Саакашвили, который скрывается от идущего над ним в Грузии судебного процесса, бахвалился, что получает от американцев зарплату в 200 тысяч долларов, и сдуру даже справку представил.

Еще недавно международный авантюрист Михаил Саакашвили, который скрывается от идущего над ним в Грузии судебного процесса, бахвалился, что получает от американцев зарплату в 200 тысяч долларов, и сдуру даже справку представил. И для Украины — дикая история, да и вряд ли возможная в любой другой стране мира: губернатор региона — на зарплате у иностранного государства! И все это под флагом борьбы с коррупцией, мол, долой продажных чиновников!

США, впрочем, не видят ничего дурного в "покупке" губернатора Саакашвили, хотя вряд ли бы одобрили, если бы любой из их губернаторов "сидел на подсосе" из-за границы.

Гротеск прошедшей недели — в том, что вся команда Саакашвили, а это чиновники администрации Одесской области, теперь на зарплате у США. Объявлено об этом 6 июля с участием американского посла Джеффри Пайета. Сам антураж пресс-конференции в Одессе, сам абсурд стиля, когда острые ножки гамбсовских стульев сверлят землю под грузным Саакашвили, заставлял ущипнуть себя и спросить: и все это в Одессе? Американец обещает превратит Одессу в свою "лабораторию", создать здесь другую полицию по американскому образцу, чтобы силой контролировать город.

Купленный на американские деньги губернатор в нелепом наряде — полупрозрачная сорочка с просвечивающей майкой-тельняшкой — объявляет, что сожженный вместе с людьми Дом профсоюзов отдает штабу Военно-морских сил. Это значит, что там засядут и офицеры 6-го флота ВМС США, ведь то, что у американцев не получилось в Севастополе, они уже руками Саакашвили реализуют в Одессе.

Наблюдая за современной революционной эстетикой, что предлагает Одессе Саакашвили, вспоминаются строки лауреата Нобелевской премии по литературе Ивана Бунина. Вот, как описывал Бунин стиль еще той революции, что свершилась у нас почти сто лет назад: "Каждая революция приносит и свою эстетику. Всегда она агрессивная, вызывающая, царапающая".

Иван Бунин — о стиле революционной красной аристократии: "Матросы с огромными браунингами на поясе, карманные воры, уголовные злодеи и какие-то бритые щеголи во френчах, в развратнейших галифе, в франтовских сапогах непременно при шпорах, все с золотыми зубами и большими темными кокаинистическими глазами".

Понятно, что образы отличаются от того, что сейчас в Одессе, после госпереворота февраля 2014-го, но непонятно, что хуже, сжигаемые люди и залетный губернатор в майке-тельняшке на зарплате у американцев или то, что описывал Бунин почти сто лет назад. В любом случае общее настроение, подмеченное тогда Буниным, совпадает и с сегодняшним настроением в Одессе.

"Город чувствует себя завоеванным. И завоеванным как будто каким-то особым народом, который кажется гораздо более страшным, чем казались нашим предкам печенеги", — писал Бунин.

Саакашвили направлен в Одессу с конкретной миссией. В ней — три задачи. Геополитически: обеспечить там присутствие американского флота. Регионально: спровоцировать военный конфликт с Приднестровьем. Финансово: забрать у государства три одесских порта. По дешевке. Порты — уже в официальном списке на продажу. В условиях дефолта и банкротства страны они уйдут по цене мусора. Олигархи при власти погреют руки, а американцы в Одессе сделают себе военно-морскую базу поближе к российскому Крыму. Неприкаянно что ли болтаться у российских берегов какому-нибудь Donald Cook? С базой в Одессе — лучше.

Одесситы, разумеется, смеются над присланным губернатором, называя его "подкидышем". Но смех этот грустный, хотя и он помогает. Не хватает, правда, таких одесситов, как Ильф и Петров, они бы уж точно оттянулись. Например, как весь такой спортивный губернатор в морскую полоску как-то совсем уж по-остаповски увлекает сообщество местных велосипедистов в магическое кольцо.

Или что сказал бы бабелевский Беня Крик, наблюдая за самодовольным Саакашвили, вознамерившимся сделать Одессу чьей-то "лабораторией"? Да и стал бы вообще такое Беня терпеть?

Сама конструкция нынешней одесской драматургии напоминает старый фильм. Называется "Дежавю". Снят на Одесской киностудии в содружестве с польской "Зеброй" в конце 80-х. Фильм про то, как американский гангстер попадает в нашу Одессу двадцатых годов. У него задание — убить отступника, изменившего нью-йоркской мафии и затеявшего в молодой Советской России сепаратный подпольный бизнес по самогоноварению с экспортом в США. В Одессе американский киллер переживает самые невероятные приключения, а неожиданная реальность спутывает его по рукам и ногам.

В поисках жертвы американский мафиози и сам пережил покушение. В Одессе его даже взрывали, но он все выходил сухим из воды. "Непотопляемый" Миша чем-то смахивает на главного героя.

К концу американец что только ни делал, а так и не убил того, кого собирался. Его и принудительно на пароход к Суматре милиция отправляла, но тот отказывался, просясь даже в одесскую тюрьму, чтобы хоть там достать свою жертву, ведь если миссию не выполнит, то и самому от американцев — крышка.

Одесса — многострадальный, но очень сильный город. Это своя культура — гордая и неспешная. В годы Великой Отечественной одесские партизаны уходили в катакомбы, о сдаче у них и мысли не было. Хочется верить, что и сейчас одесситы вернут в город здоровый юмор, который столь непонятен нынешним пришельцам. "Шаланды, полные ткемали" — наверное, сейчас это самое мягкое в Одессе в адрес Саакашвили. Скорее бы оно все стало прошлым.