Калининградскому заводу "Янтарь" - 70 лет


ГТРК "Калининград"

На прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь», полным ходом идут швартовные испытания сторожевого корабля "Адмирал Эссен". Это один из пяти фрегатов строящихся в Калининграде для Военно-морского флота России.

На прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь", полным ходом идут швартовные испытания сторожевого корабля "Адмирал Эссен". Это один из пяти фрегатов строящихся в Калининграде для Военно-морского флота России. Эссен Николай Оттович — в честь которого назван корабль — выдающийся российский флотоводец. Герой обороны Порт-Артура, участник Первой мировой войны. Перед самым началом которой, под его руководством, создается система минно-артиллерийских позиций в Финском заливе. Интересно, что эта система заграждений была практически полностью повторена советским флотом уже в ходе Второй мировой войны. Но главное, благодаря чему Адмирал Эссен вошел в историю √ он был одним из тех, кто возрождал российский флот после разгрома в русско-японской войне. Как и сегодня калининградские корабелы возрождают флот после лихолетия девяностых? Почему мы об этом заговорили? Дело в том, что 8 июля заводу Янтарь исполнилось 70 лет.

Завод "Янтарь" с юбилеем поздравляет оркестр морской авиации Балтийского флота. Каких высот достигли корабелы с тех пор, как на базе кенигсбергской верфи "Шихау" был образован калининградский завод,√ главная тема разговоров на этой площади. Имя ей, кстати, тоже дали заводчане. Площадь Владимира Гуськова, он 26 лет был бессменным директором предприятия. А это знаменитый третий цех, где работал герой труда Василий Филипенко. В 1974 году его небольшой коллектив получил самое почетное звание в стране √ лучшая бригада судостроительной промышленности.

ВИТАЛИЙ СЛУКИН, ВЕТЕРАН ПСЗ "╚ЯНТАРЬ", отметил: "Я скажу за Василия Ивановича и скажу за себя. Я более тридцати лет работал бригадиром. И порядка двадцати пяти лет у меня было личное клеймо, я гарантировал сам полностью соответствие качества. И ко мне за эти двадцать пять лет ни одного нарекания не было".

Среди тех, кто пришел на праздник, немало людей, имеющих в своих трудовых книжках только одну запись — завод ╚Янтарь╩. И ничуть об этом не жалеют.

НИКОЛАЙ СУРБА, ВЕТЕРАН ПСЗ "ЯНТАРЬ": "Я приехал в 16,5 лет сюда, в 1954 году, так и закончилась трудовая деятельность здесь, нигде не увольнялся, никуда не уходил. Когда я пришел на завод в 1954 году, было немецкое оборудование, приспосабливались, работали и на нем. 90-е годы тяжелые были, я не мог уехать, совесть не позволяла, вот это все, и начальник цеха попросил, Николай Иванович, давай будем воевать до конца, ну и все. Все преодолели, все нормально".

За всю историю предприятия государственные награды получили несколько сотен работников. А сегодня в честь юбилея труд своих сотрудников отмечает руководство завода. В адрес Марины Рябцевой, единственной женщины-начальника цеха, звучат громкие мужские аплодисменты. В ее подчинении 360 представителей сильного пола.

МАРИНА РЯБЦЕВА, НАЧАЛЬНИК ЦЕХА 43 ПСЗ "ЯНТАРЬ", считает: "А куда им деваться, я одна единственная из начальников цеха! У нас цех достроечный, мы отделываем корабли и сдаем заказ под ключ. Видим плод своих рук, спуская заказ на воду, поднимая флаг, мы видим, что вот он, корабль, вот он, красавец, мы передали его в руки флоту. Коллектив у нас прекрасный, даже играет какую-то роль то, что я женщина, отношение другое руководителей и исполнителей, стараются не подвести".

Памятник ╚Судостроителям Калининграда╩ представляет только три из трехсот профессий, задействованных на ╚Янтаре╩. На кого похожи эти трое? Вопрос народному художнику Салавату Щербакову задает, наверное, каждый присутствующий. В ответ автор памятника, созданного по заказу завода, улыбается √ это портрет эпохи. И его рисовали целый год.
САЛАВАТ ЩЕРБАКОВ, НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК РФ: ╚Мы в цеха ходили, смотрели, с людьми разговаривали. Тут все прочитывается, я считаю, что то, на что наша страна сейчас может надеяться, а надеяться она может на силу и стойкость наших людей и на их интеллект. Пульс нормальный у нас у всех, получилась спокойная, позитивная работа, непростая, но мы с удовольствием ее проделали, и для нас это большая честь╩.

Сегодня коллектив завода более трех тысяч с половиной человек. "Янтарь" всегда славился постройкой судов, опередивших своё время. Это кредо можно отнести и к людям. Максим Хомченко — мастер слесарного участка. Его рабочий день начинается с обхода новейшего сторожевого корабля и приемки помещений, будущего дома для моряков Черноморского флота. Максиму всего двадцать пять лет.

МАКСИМ ХОМЧЕНКО, МАСТЕР СЛЕСАРНОГО УЧАСТКА ЦЕХА 43 ПСЗ "ЯНТАРЬ": "Я честно хожу на работу, как на праздник. Мне очень сильно нравится своя работа. Своя должность, я к ней стремился. Учился, когда в техникуме, сразу хотел стать мастером, ну не получилось, нельзя так. Пришлось поработать. Я стремился стать мастером и стал. Мне нравится работа с людьми, нравится постройка сама, когда видно, как корабль строится с нуля".

Вот так и проходят будни заводчан. На борту фрегата "Адмирал Эссен" идут швартовые испытания, проверка всех механизмов и систем. Работают в две смены. В тесных корабельных помещениях трудятся сотни людей. Кажется, что корабль усеян проводами, словно паутиной. А его внутренний облик меняется прямо на глазах.

АЛЕКСЕЙ АНКУДИНОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ: "Это ходовая рубка "Адмирала Эссена", иначе говоря, мозг корабля. Вот здесь будет стоять кресло командира. Как видите, все приборы и навигационные станции уже установлены. Сейчас идёт их настройка и стыковка со всеми корабельными системами".


Все наши дела испровергнутся, ежели флот истратится, говаривал еще Пётр Первый. В ближайшем будущем завод продолжит выполнять государственный оборонный заказ. Над океанографическим судном "Янтарь" уже развевается Андреевский флаг. В этом году военно-морской флот пополнят еще три корабля, рожденных на стапелях калининградской верфи. Большой десантник — Иван Грен и два фрегата адмиральской серии — Григорович и Эссен. Это максимальный показатель за последние годы. Наконец стихли злободневные разговоры о поставках газотурбинных двигателей. Завод получит новые энергетические установки уже российского производства к 2018 году.

ИГОРЬ ПОНОМАРЕВ, ВРИО ГЕНЕРАЛЬНОГО ПСЗ "ЯНТАРЬ", сообщил: "Задачи перед заводом стоят большие. Он, завод и его коллектив, готов выполнять эти задачи. По программе модернизации подписана федеральная программа. Первый этап выполняется, и в дальнейшем будет выполняться. Я думаю, мы с министерством обороны решим вопрос, завод будет иметь достаточно большую нагрузку. Помимо всего прочего мы, в рамках гражданского судостроения, ведем достаточно большие переговоры по строительству рыболовных траулеров".

За 70 лет здесь построено 157 боевых кораблей, более 500 гражданских судов. По подсчетам заводчан, все проекты "Янтаря" за годы его работы привлекли 2,5 миллиона рабочих рук. А готовые, как тут принято говорить, заказы, заходили в самые дальние уголки планеты.