Тема:

Ядерная программа Ирана 2 месяца назад

Ядерная история Ирана закончилась мирно


EPA

Иранская ядерная проблема, над которой планета билась более 10 лет, решена. Тегеран и Международное агентство по ядерной энергии подписали соответствующие договоренности. Москва новость приветствовала. Цитата из обращения президента РФ: "Мир сегодня вздохнул с облегчением". В чем же суть соглашений?

Иранская ядерная проблема, над которой планета билась более 10 лет, решена. Тегеран и Международное агентство по ядерной энергии подписали соответствующие договоренности. Москва эту новость приветствовала. Цитата из обращения Владимира Путина: "Мир сегодня вздохнул с облегчением". В чем же суть соглашений? Иран отказывается от всех работ и исследований, которые ведут к созданию ядерного оружия, но при этом сохраняет право на использование мирного атома. В ответ с него снимают санкции — международные и национальные.

Чисто символически за этот стол участники "шестерки" сели, уже обо всем договорившись. Иранская делегация не вытерпела — проговорилась первой. На рассвете текст готов, можно фотографироваться. Фотографируются сегодня все — иранские журналисты у иранского флага в пресс-центре, "шестерка" — в штаб квартире ООН.

Судьбоносный день для нации, заявляет глава МИД Ирана Джавад Зариф. Министр Лавров добавляет: для всего мира. И это, конечно, в первую очередь, — напоминание Бараку Обаме и США, которые много лет под предлогом иранской ядерной угрозы позволяли себе слишком много.

Формально — не хватает резолюции Совбеза ООН, но за нее быстро проголосуют. Еще 90 дней — и соглашение в силе. Иран и "шестерка" пообещали друг другу встречаться два раза в год. В случае, если что-то пойдет не так, санкции Тегерану вернут в течение 65 дней. Контролировать выполнение сделки поручили Федерике Могерини – верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности.

Иран пошел почти на все, о чем его просили: запасы низкообогащенного урана (максимум — 300 килограммов), научные исследования ограничены на 8 лет, реактор в Араке реконструирован. Два каскада центрифуг на заводе в Фордо будут модернизированы для производства стабильных изотопов. Под контролем "Росатома" будет создано совместное производство. В обмен на это Иран вернут в цивилизованный мир — в торговлю.

Санкции снимут почти все, кроме оружейного эмбарго (его оставят еще на пять лет). В этом Иран, которого на этих переговорах многие обвиняли в слишком частой смене позиции, пошел на уступки США. При том, что Россия и Китай настаивали на полной отмене запрета. В любом случае жертвовать ради результата было чем-то нужно.

Президент Ирана Хасан Рухани, который в ожидании новостей из Вены не раз переносил обращение к нации, наконец, произносит историческую речь. Комментируют хорошие новости, несмотря на разницу во времени, из-за океана первым Барак Обама, хотя ему еще предстоит убедить половину Конгресса, что это выгодная сделка. Вслед за Обамой — заявление из Елисейского дворца (Франция была очень гибким участником на переговорах).

Недоволен соглашением (не просто деталями — всем, каждой из 100 страниц), и это вполне ожидаемо, конечно, Израиль. "Историческая, грубейшая ошибка", — возмущен Биньямин Нетаньяху. Он и по телевизору, и в Twitter, на фарси, — о том, как сильно мир пожалеет, договорившись с Тегераном.

"Сегодня мир стал намного опаснее, чем он был вчера, — отмечает премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. — Соглашение позволит иранскому режиму остаться тем же, что и раньше, позволит Ирану — с его планами уничтожить Израиль — усилить агрессию на Ближнем Востоке. Соглашение приведет к росту терроризма во всем мире. Поразительно, что никто не потребовал от Тегерана отказаться от агрессивных планов".
Максимум, неделя, и текст соглашения будет лежать на столе Совбеза ООН, но Иран уже начинает чувствовать результаты. Его вернули в SWIFT: обещают разморозить активы на 100 миллиардов долларов. Партнеры по торговле скоро вернутся. Эта атомная история закончилась мирно. 14 июля 2015 года войдет в историю.

***

Остается вопрос — откажутся ли США от новой системы ПРО в связи с договоренностями? Часть экспертов высказывают серьезные сомнения. Очевидно, что не в Иране дело. Ну, а что касается истории вопроса, то первые санкции против Тегерана США ввели в конце 70-х. В 80-х Вашингтон натравил на Иран армию своего тогдашнего союзника Саддама Хусейна. Несколько лет назад в стране едва не случился свой Майдан.

Это, и правда, историческое соглашение, не только потому, что оно, возможно, завершает 12-летний санкционный период, но и потому, что оно вообще, похоже, выводит отношения Ирана и Запада на новый уровень. И касается не одной лишь ядерной программы, и не только санкций. Запад вынужден разговаривать с Тегераном не с позиции силы: с Ираном приходится договариваться, что для США и Европы не совсем привычно, потому что Персия, а потом Иран Западом как серьезный игрок очень долго не воспринимались.

Весь XIX век Иран, точнее, Персия находилась под влиянием Российской империи или Британии, с середины XX века это, по сути, британский сателлит на Ближнем Востоке. Английское влияние на Иран было огромным. Все доходы от нефтедобычи, а Иран тогда был четвертым в мире производителем нефти, доставались совместной Англо-Иранской нефтяной компании, ныне это British Petroleum, а фактически англичанам. А в окружении иранского шаха было столько британских и американских советников, что страну вряд ли можно было считать независимой.

В 51-м году на волне народных выступлений к власти в Иране пришел глава Национального фронта известный и богатый политик 70-летний Мохаммед Моссадык. Став премьером страны, он подписал закон о национализации нефтяных месторождений, выслал из страны всех британских советников, затем разорвал с Лондоном дипотношения, а в 53-м — изгнал из Тегерана шаха Мохаммеда Резу Пехлеви. В ответ ЦРУ и британская МИ-6 начали готовить операции по свержению Мосадыка.

19 августа 53 года большая группа тайных агентов ЦРУ под видом возмущенных граждан устроила марш к центру Тегерана. Процессия быстро обрастала новыми участниками, в том числе и членами банд, которым агенты ЦРУ заранее заплатили за участие в погромах. На улицы вышли армейские части, поддерживавшие шаха. Премьера Моссадыка арестовали, а в Иран вернулся прозападный шах Реза Пехлеви. Нефтяная отрасль снова перешла под контроль США и Британии. Американские специалисты помогли создать шаху тайную полицию SAVAK, которую западные журналисты прозвали "иранским гестапо".

И вот все эти реформы привели в итоге к тому, что в 79-м марионеточного шаха свергли ультрарелигиозные лидеры-аятоллы, решившие вести Иран по своему, особому религиозно-национальному пути. И почти тут же началась ирано-иракская война.

Армия Саддама Хусейна напала на Иран, захватила приграничные территории, и, конечно, неслучайно иракская армия получала и финансирование и вооружение из США. Потерять дешевую нефть, потерять влияние в регионе — с этим Вашингтон согласиться не смог. По окончании войны ослабленный, но не сломленный Иран так и не отказался от своей независимой антиамериканской политики. И на самом деле первые санкции против Тегерана Вашингтон ввел еще в 1995 году. Тогда единолично.

И понятно, что санкции 2003 года, которые ввели после того, как Джордж Буш причислил Иран к странам "оси зла", были только поводом еще раз надавить на непокорную страну. Ведь, собственно, ядерные программы в Иране были запущены еще при шахе Резе Пехлеви, и никак Запад не беспокоили. Когда в 1974 году был обнародован план развития атомной энергетики, где ставилась задача в течение 20 лет построить 23 атомных реактора общей мощностью 23 ГВт, ни Вашингтон, ни Брюссель по этому поводу не возмутились, потому что шах ведь был своим парнем. Более того, еще 1 июля 1968 года Иран подписал Договор о нераспространении ядерного оружия. Впрочем, всем понятно: где ядерная энергетика, там и потенциально ядерное оружие. И военные исследования в Иране не прекращались даже во время санкций.

Два года назад, по данным западной разведки в Иране был введен в эксплуатацию подземный комбинат Фордо, способный производить до 43 килограммов обогащенного до уровня 20 % урана в месяц. Считается, что для создания одного ядерного заряда требуется 250 килограммов урана такого уровня обогащения. Но вот теперь предполагается, что иранская ядерная программа окажется под контролем международных экспертов. Если, конечно, Запад и Тегеран снова не попытаются на ходу поменять правила игры и обмануть друг друга.

Вместе с тем понятно, что в этой ситуации остается важным и израильский фактор. Жестко настроенные религиозные лидеры Ирана не раз заявляли, что их задача — уничтожить еврейское государство. В Иерусалиме же всегда говорили, что будут первыми, кто не допустит появления у Тегерана ядерной бомбы. Например, в 1981 году израильские истребители разбомбили иракский атомный реактор, когда появилось подозрение, что Саддам Хусейн решил обзавестись атомной бомбой.

В принципе, у израильских ВВС и сейчас все готово к авиаудару по Ирану. И, судя по риторике израильских политиков, они не верят в благие намерения Тегерана. А во что верят Тегеран и Запад — станет понятно уже в ближайшие месяцы. Все станет ясно, когда стороны начнут (если начнут) выполнять взаимные обязательства.