Наша математика. Реплика Александра Привалова


EPA

В таиландском городе Чианг-Май завершилась 56-я Международная математическая олимпиада. Сборная российских школьников показала на ней небывалые результаты: впервые за все время участия в подобных соревнованиях, то есть более чем за полвека, наши ребята не получили ни одной золотой медали.

В таиландском городе Чианг-Май завершилась 56-я Международная математическая олимпиада. Сборная российских школьников показала на ней небывалые результаты: впервые за все время участия в подобных соревнованиях, то есть более чем за полвека, наши ребята не получили ни одной золотой медали. Наша команда по сумме баллов, завоеванных участниками, стала восьмой, в командном же зачете (по медалям, как на спортивных олимпиадах) — двадцать первой.

Поясню: медали там индивидуальные. Золотых медалей у сборной каждой столько, сколько участников в ней показали действительно выдающиеся достижения. Так вот, у сборной Перу – две золотых медали, у Ирана – три, по три у Северной и Южной Кореи; у австралийцев, украинцев, сингапурцев, словом, у двадцати больших и малых стран, золотые медали есть, у нас – ни одной. Результат на фоне блистательных традиций отечественной школы прямо позорный. Потому что и советское, и постсоветское математическое образование, а в частности, система работы с одарёнными детьми, долгое время заслуженно считалось без сравнения лучшим. Бразильская сборная по футболу может не выиграть чемпионат мира, это бывало; но она не может пропустить вперёд двадцать команд, иначе это не Бразилия. Точно так же команда наших школьников на математической олимпиаде просто не может остаться без единой золотой медали. По крайней мере, более полувека год за годом не могла. А сейчас осталась. Почему же?

А вот почему. Давайте оставим в стороне специальные вопросы: что сделали не так наставники наших ребят, что надо менять в предстартовой подготовке и так далее. Обратимся к главному, к тому, что в обсуждаемой новости действительно очень тревожно. Серьёзные стабильные успехи на таких соревнованиях – верхушка огромной пирамиды. Профессионалы математического образования объясняют это просто. Чтобы из года в год выращивать одного победителя международной олимпиады, нужно вырастить сколько-то (5? 10?) победителей всероссийской олимпиады; чтобы вырастить одного победителя всероссийской, нужно вырастить 10 или 20 победителей региональной и так далее. В основании же пирамиды — качество базового школьного образования. И чем надежнее это основание, тем выше вздымается пирамида. Так вот, таиландская неудача нашей сборной показала: деградация общего образования зашла так далеко, что у пирамиды зашаталась верхушка. Если не принимать решительных мер, посыплется не только олимпиадная слава наших ребят, а и многие куда более масштабные вещи.

Это ведь не первый тревожный сигнал. Вспомните хоть прошлый год, когда выпускники так скверно написали ЕГЭ по математике, что начальству пришлось задним числом снижать планку удовлетворительного результата, чтобы двоек не оказалось пугающе много. После этого снижения тройка, то есть удовлетворительная оценка за усвоение одиннадцатилетнего курса математики, давалась за верное решение шести задач примерно такого типа: "Шкаф стоит 3300 руб., а его сборка 10% цены. Сколько стоит шкаф со сборкой?"; "Сколько сырков по 16 рублей можно купить на 100 рублей?" Для верного подсчета сырков за глаза хватит смутных воспоминаний о начальной школе, но аттестат-то дают за среднюю! И хуже всего, что только пятая часть ребят получает оценку выше вот такой тройки. То есть явное большинство выпускников по формально обязательной математике имели возможность практически не учиться.

Теперь эта возможность становится официальной. Как вы знаете, ЕГЭ по математике разделили на "базовый" и "профильный". Базовый – это как раз на уровне сырков и шкафов: лёгкие воспоминания о том, как в начальной школе учили считать в пределах первой сотни. Так вот теперь его хотят сдвинуть вниз – сдавать после девятого класса. Чтобы те, кто не идёт в вуз, требующий баллов по математике, в старших классах уже и не притворялись, что ею занимаются. В самом деле – зачем им? Она ведь им "в жизни не пригодится"? Это хуже чем преступление, это ошибка. Математику надо учить не затем, чтобы суметь на смертном одре продекламировать теорему синусов, а затем, что она, по могучему слову Ломоносова, "ум в порядок приводит". Потому что она учит отличать мнения от знаний, учит самому понятию доказательства и приёмам доказывания. Без всего этого человек, увы, вырастает безнадёжным невеждой.

Множество стран внимательно изучали отечественную систему математического образования, основы которой заложил великий Колмогоров, и изучили. Мы же у себя эту систему всем ходом реформы образования старательно загоняем под плинтус. Помните? Мы начали с результатов международной математической олимпиады. Так вот, теперь, когда математику в наших школах стало можно и совсем не учить ("базовый" ЕГЭ с ходу напишет на тройку любой нормальный шестиклассник) – так лет через пять мы пропустим вперёд и Зимбабве, и Вануату. Одно утешение: быстро привыкнем.