Як-3 в музее Задорожного: возвращение легенды

Возвращение легенды: знаменитый истребитель Як-3 спустя десятки лет вновь оказался на Родине. Самолет с удивительной историей пополнил коллекцию Музея военной техники. Но прежде чем стать частью экспозиции, истребитель дважды пересек океан и даже оказался предметом спора с другим музеем.

Возвращение легенды: знаменитый истребитель Як-3 спустя десятки лет вновь оказался на Родине. Самолет с удивительной историей пополнил коллекцию Музея военной техники. Но прежде чем стать частью экспозиции, истребитель дважды пересек океан и даже оказался предметом спора с другим музеем.

В Музее техники — новый экспонат — одномоторный одноместный истребитель Як-3. Начиная с 1943 года, таких было выпущено почти 5 тысяч, но этот экземпляр — особенный. Самолет купил для Советской армии простой колхозник, саратовский пчеловод-передовик Ферапонт Головатый. Он лично ездил на завод, а затем, после того, как идею одобрил Сталин, торжественно вручил подарок своему земляку — летчику-истребителю Борису Еремину. Як-3 побывал в десятках сражений и невредимым долетел до Берлина. На его фюзеляже красуются 14 звездочек — по количеству сбитых немецких самолетов.

"Это редчайший экспонат, и мы очень горды тем, что фирма Яковлева доверила нам его демонстрацию", — признается сотрудник музея.

Казалось бы, хэппи-энд и почетная старость. Но оказывается, главные приключения истребителя были впереди. В 1991 году из-за отсутствия финансирования самолет не смогли вернуть из США, куда его отправляли на выставку. Больше 20 лет он простоял в одном из музеев Калифорнии. И даже успел засветиться в одном из документальных фильмов о советской авиации.

"Несколько лет занимались мы этим вопросом. Были свои сложности, но, слава Богу, вопрос решен, коллекция воссоединилась, и самолет Як-3 возвращен в КБ Яковлева", — отмечает в интервью программе "Вести-Москва" основатель Музея военной ткехники Вадим Задорожный.

Новый стенд — один из самых популярных. Посетители подолгу рассматривают и фотографируют легендарный самолет. Его пилот не дожил до этого дня. По словам друга Бориса Еремина, летчик очень ждал возвращения Як-3 на Родину.

"Он был бы восхищен. Вспомнил бы свою молодость, как он на нем воевал, как он сбивал немецкие самолеты. Он говорил, что это очень хороший самолет. Этот колхозник приглашал его в гости к себе, и он даже, кажется, ездил к нему", — вспоминает летчик-истребитель, Герой Советского Союза Сергей Крамаренко.

Когда в Музее техники уже заканчивали монтаж экспоната, пришли тревожные известия: на самолет претендуют саратовские музейщики. Конкуренты, по словам Вадима Задорожного, пишут письма во всевозможные инстанции с требованием вернуть самолет туда, где его когда-то собрали. У специалистов Музея техники — свои аргументы.

"Один из таких самолетов есть в Саратове. Его, к сожалению, покрасили, и он потерял свой исторический вид", — поясняет Вадим Задорожный.

В Музее военной техники, где Як-3, принадлежащий КБ Яковлева, находится на ответственном хранении, обещают обеспечить профессиональное хранение экспоната и уверены, что музей со средней посещаемостью в 700 тысяч человек в год на сегодняшний день — оптимальная выставочная площадка.

"Пусть приезжают все, кто хочет посмотреть на этот самолет, в том числе и из Саратова", — приглашает сотрудник музея.