Лишние люди в Европе. Реплика Георгия Бовта

Границы Евросоюза трещат по швам под напором нелегалов. А лидеры 28 стран не могут договориться, что с ними делать. Поток беженцев в Европу в этом году резко вырос. Особый драматизм нашествию придала весенняя трагедия в Средиземном море, когда в одном кораблекрушении погибли почти 900 мигрантов.

Границы Евросоюза трещат по швам под напором нелегалов. А лидеры 28 стран не могут договориться, что с ними делать. Поток беженцев из горячих точек и нищих стран в Европу в этом году резко вырос. Особый драматизм нашествию придала весенняя трагедия в Средиземном море, когда в одном кораблекрушении погибли почти 900 мигрантов.

С начала года только морем, на утлых суденышках в Европу приплыли более 150 тысяч человек. Это 150% прироста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В основном через Италию и Грецию. В этом году особенно резко, в шесть раз, усилился поток через Грецию, сейчас там скопилось 60 тысяч нелегалов. В основном бегут туда напрямую из Сирии, избегая ставшего теперь опасным ливийского маршрута. Вроде бы в прошлом месяце лидеры ЕС договорились расселить по Европе 40 тысяч мигрантов, ожидающих сейчас своей участи в Греции и Италии и прибывших из Сирии, Эритреи, где также идет война, и Ирака. ЕС согласился принять еще 20 тысяч беженцев, в основном сирийских, которые ожидают решения по своим прошениям за пределами Европы.

Но сказать "давайте примем" — это одно, а как принять-то? Говорили о необходимости ввести некие обязательные для всех стран ЕС, квоты на прием мигрантов, соответственно размерам ВВП. Но против квот, настаивая на добровольном характере такого гостеприимства, взбунтовались десять стран ЕС, в основном восточноевропейских. Их можно понять: уровень жизни везде разный. Одно дело, когда в Германии пенсия до 1500 евро, а другое — когда в Латвии она не дотягивает до 300. А нормы приема мигрантов едины для ЕС.

Сейчас обсуждают судьбу лишь малой доли миграционного потока. В прошлом году в ЕС подано около 600 тысяч заявлений на предоставление убежища. Действует правило, что такие заявления рассматривают те страны, через которые мигранты проникли в Европу. Посему основные хлопоты несет Италия, которая ближе всех к Северной Африке. Теперь еще и Греция. А то у нее сейчас других забот мало. Итальянцев, правда, немцы обвиняют в плутовстве: дескать, те дают возможность нелегалам просачиваться в Германию, которая в результате предоставляет легальный статус примерно трети всех принимаемых ЕС мигрантов. Но Рим говорит, что итальянцы честны и лишь собираются приоткрыть свою калитку в Европу, если не будет компромисса по квотам. Вот тогда, говорит итальянский премьер Марио Ренци, мы просто станем штамповать всем мигрантам временные визы, и пусть они путешествуют по Шенгенскому пространству.

Отдельно стоит отметить Венгрию, куда проникают нелегалы через границу с Сербией, проделывая длинный путь, аж из Афганистана и других неспокойных стран через Турцию и Балканы. Не помогают ни дроны, летающие над границей, ни вырубка лесополос. Теперь решительный премьер Виктор Урбан, посчитав, что 80 тысяч нелегалов, проникнувших в Венгрию за последнее время, — это уже чересчур, и не добившись понимания от коллег по ЕС, вознамерился строить стену из металла и колючей проволоки на всем протяжении 175-километровой венгерско-сербской границы. К ноябрю должны закончить. Кстати, на этом, Урбан резко повысил свою популярность. Антиэмигрантские настроения в Венгрии сильны. Как и повсеместно в Европе. В балтийских странах на днях прошли массовые демонстрации против приема мигрантов. Эстония и Латвия, как и Словакия и Чехия, вообще самые яростные противники обязательных квот, требуя прекратить "диктат Евросоюза" по навязыванию им чуждых приезжих.

Более состоятельные страны тоже не блещут гостеприимством. Австрия, Ирландия и Великобритания отказываются сотрудничать в программе распределения даже несчастных 40 тысяч. Ирландия символически согласилась разместить лишь 600 человек. Испания смилостивилась на 1200. Это в четыре раза меньше, чем у Франции, при сопоставимом ВВП, между прочим.

Призывы комиссара по внешней политике и безопасности Федерики Могерини проявить солидарность во имя общеевропейских принципов, остаются без ответа у трети стран ЕС. Однозначную поддержку идеи принудительных квот выказывает разве что Германия. Оно и понятно — по этой системе она станет принимать меньше беженцев, чем сейчас по факту.

Ну, а пока правительство Италии резко увеличивает число чартерных рейсов для депортации нелегалов в Африку. Самолетов понадобится много. В позапрошлом году число депортированных составляло примерно треть от подавших заявки на убежище, в прошлом году даже немного больше.

На самом деле, лидеры ЕС пытаются лечить чуму аспирином. Причина резкого всплеска потоков беженцев – это, прежде всего, непрекращающаяся кровавая гражданская война в Сирии. Это развал Ливии, как единого государства, после свержения Каддафи, — там теперь скопилось около миллиона человек, ожидающих переправки в спасательную шлюпку под именем Европа. Это дестабилизация ряда африканских стран. Это сползание в хаос Ирака под ударами Исламского государства. Но решить сейчас эти проблемы ЕС не по силу. Тем более что к обострению многих из них — к примеру, к развалу Ливии — Запад сам причастен. Кто ж там предвидел, что этот бумеранг так быстро вернется, и так больно ударит по лбу.