О политических прогнозах и реальности. Реплика Андрея Норкина


фото ИТАР-ТАСС

В последние дни довелось столкнуться с целой серией предсказаний, связанных с грядущими изменениями политической ситуации в нашей стране. Как известно, новое – это хорошо забытое старое. И, как показывает практика, формула относится и к области политического прогнозирования.

В последние дни довелось столкнуться с целой серией предсказаний, связанных с грядущими изменениями политической ситуации в нашей стране. Как известно, новое – это хорошо забытое старое. И, как показывает практика, формула относится и к области политического прогнозирования.

Давайте сравним два громких заявления. Первое: "Возвращение людей из Новороссии станет для власти страшней, чем любая оппозиция. А они уже возвращаются, и настроения у них примерно как у солдат, пришедших с фронта сто лет назад". И второе: "Наемные "ватники" на востоке Украины уже почувствовали силу оружия и запах крови, они опьянены полной безнаказанностью, ходят по Луганску и Донецку, как короли. Рано или поздно они вернутся в Россию. Попробуйте после донбасского опыта поставить их под закон".

Появились эти пророчества с разницей в один год. Сначала я привел цитату из интервью Михаила Ходорковского, которое он дал газете "Собеседник" пару дней назад. А продолжил фрагментом беседы писателя Виктора Суворова с украинским изданием "Гордон". Разницы, как вы сами видите, практически никакой нет. Возможно, именно поэтому пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал, что Кремль не видит, что именно нужно комментировать в интервью Ходорковского. Потому как и аналогичные откровения Суворова тоже комментировать было бессмысленно.

Бывший глава ЮКОСа сейчас живет в Швейцарии, а бывший сотрудник ГРУ – в Великобритании. Все отличия в том, что Ходорковский – настоящая фамилия, а Суворов – псевдоним Владимира Резуна. В остальном же все выглядит очень похоже. Ходорковский: "Путинский цикл, по моим ощущениям, закончится в конце 2015 года. Окончание цикла, конечно, не означает его немедленного ухода! Наиболее вероятный сценарий – это как раз победа Путина на выборах 2018 года и уход через год".

Суворов на вопрос – "И когда, по вашему мнению, падет режим Путина?": Ровно через год. Позвоните мне 23 июля 2015 года, я налью себе горилочки с перцем, возьму сало и отвечу вам".

23 июля 2015 года, если кто забыл, завершилось вчера. Не знаю, позвонил ли кто из журналистов господину Суворову с вопросом, выпил ли он накануне "горилочки с перцем"? Скорее всего, нет, потому что иначе работа в редакциях встанет: сотрудники замучаются перепроверять каждый появившийся прогноз.

"Правящий в стране режим может пасть уже в следующем году. Уже весной или в начале лета следующего года в Российской Федерации может начаться острая социальная фаза кризиса", — это в декабре прошлого года говорил профессор Андрей Зубов.

"Российский режим рухнет после того, как уровень недоверия Путину достигнет 50%", — это мысль социолога Льва Гудкова, высказанная им аж в 2012 году. Точно так же, три года назад, политолог Андрей Пионтковский подводил под свой прогноз экономическую базу: "Европа становится все более независимой от российского газа – из-за перспектив использования сланцевого газа. У американцев уже примерно через год будет флот, который сможет массово экспортировать сланцевый газ".

С финансовыми прогнозами дело обстоит наиболее весело. Качественный уровень экспертных оценок иногда просто поражает: "В марте 2015 года доллар будет стоить около 200 рублей". Так, в ноябре 2014-го пугал зрителей канала "Дождь" управляющий директор инвестиционной компании "Финам Менеджмент" Николай Солабуто.

И, тем не менее, некоторые изменения в этих бесчисленных предсказаниях все-таки становятся заметны. Не в конкретике, естественно, а в посыле. Он становится более ярко выраженным, потому что все это кликушество получает точного адресата.

"Смена режима в России неизбежна. Возможно, она уже надвигается. Но Западу не стоит рассчитывать на подобную возможность и тем более делать ее целью своей политики. Российский народ снова поднимется с колен, но путь к устойчивой демократии и стабильной экономике будет нелегким. Запад должен быть готов помочь в этом. Что сейчас нужно делать западным демократиям для России и самих себя, так это доказать, что они будут защищать свои ценности и международное право", — это финал статьи "Приближающаяся смена режима в России", которую в газете The New York Times опубликовал Андрей Козырев, бывший министр иностранных дел России. И подобный прямой призыв к Западу – уже нечто новое, ранее не встречавшееся в практике политического прогнозирования.

Что же касается точности предначертанного — как предрекала еще Дарья Петровна в "Собачьем сердце": "Истинно вам говорю: 4 мая 1925 года Земля налетит на небесную ось!".