Тема:

Валютные колебания 2 недели назад

Валюта в режиме свободного плавания. Реплика Николая Корженевского


фото: Global Look Press

К хорошему быстро привыкаешь: 3-4 недели низкой волатильности на валютном рынке, и укрепление доллара на два процента уже тревожит. Хотя еще пару месяцев назад такое движение было бы нормой и не вызвало бы никаких особых дискуссий.

К хорошему быстро привыкаешь: 3-4 недели низкой волатильности на валютном рынке, и укрепление доллара на два процента уже тревожит. Хотя еще пару месяцев назад такое движение было бы нормой и не вызвало бы никаких особых дискуссий.

Вообще это вполне нормальное колебание для валюты в режиме свободного плавания. Но еще свежи воспоминания о декабре 2014-го. Тогда общая ситуация и операционные ошибки ЦБ привели к дестабилизации ситуации и явлению, которые экономисты называют "провал рынка". Теперь всех беспокоит риск повторения подобных явлений.

Сразу скажу, что не вижу предпосылок для такого неприятного развития событий. Но хроническое давление на рубль присутствует. И здесь благодарить следует опять Центральный банк. Регулятор извратил понятие свободного плавания таким образом, что риски для рубля смещены в сторону его постепенного, но постоянного ослабления. Главным здесь выступает так называемое восстановление золотовалютных резервов.

Регулятор утверждает, что не таргетирует какого-либо конкретного значения курса рубля, а потому в целом его политика остается последовательной.

Утверждает: и дальше покупает по 200 миллионов долларов в день. С такими аппетитами во втором квартале этого года Центробанк выкупил бы две трети всех валютных поступлений в страну.

Более яркий пример: во втором квартале 2013 года спрос монетарных властей в семь раз превысил бы чистый приток валюты. Дальше – интереснее. Именно третий квартал каждого года характеризуется минимальным притоком объема валютной выручки в страну. Если оценивать по данным последних пяти лет, то в III квартале профицит текущего счета в 3 раза меньше среднего по всем кварталам (7 миллиардов долларов против 21 миллиарда).

Сейчас мы вступаем в период провала предложения валюты на фоне стабильно высокого спроса ЦБ. Думаю, эта огнеопасная комбинация является одной из главных причин быстрого ослабления рубля в последние дни, и в августе она еще неоднократно даст о себе знать. Если регулятор не сбросит скорость интервенций, доллар легко может уйти к отметке 62 рубля.

Помимо гремучей смеси сезонности и аппетитов ЦБ, есть еще внешние долги российских корпораций. В сентябре нужно заплатить 16 миллиардов. Процесс накопления валюты, вероятно, уже начался, и он также оказывает негативное влияние на курс рубля. И уже после этого нужно вспомнить о падающей нефти и грядущем ужесточении политики ФРС. Первое в условиях свободного плавания, безусловно, сильно влияет на курс нашей валюты.

Последняя котировка Brent — 52 доллара 60 центов за баррель (или 3150 рублей), что близко к исторически минимальным уровням. Намного более комфортна для нашей экономики цена хотя бы в 3400 рублей, что на 7% выше. Это при прочих равных означает такой же потенциал снижения рубля.
Конечно, на горизонте есть и светлые пятна. Завершится август, пройдут погашения внешнего долга в сентябре, и сезонность вновь начнет оказывать поддержку рублю. Но, как говорится, до этого надо бы дожить.