Новые санкции США: Москва ответит, но не зеркально

Москва готовится ответить на новые санкции США. В Кремле пояснили, что реакция не обязательно будет зеркальной. В МИДе действия Вашингтона назвали провокацией, которая помешает взаимодействию двух стран в решении других мировых проблем.

Москва готовится ответить на новые санкции США. В Кремле сегодня пояснили, что реакция не обязательно будет зеркальной. В МИДе действия Вашингтона назвали провокацией, которая помешает взаимодействию двух стран в решении других мировых проблем. Иными словами, рассчитывать на поддержку Москвы, к примеру, в северокорейском вопросе, Госдепу теперь явно не придется. На Россию же новые санкции влияния практически не окажут.

Новость о том, что Керченская паромная переправа угодила в американский санкционный список, у ее директора вызывает разве что улыбку. Этими паромами ежедневно пользуются десятки тысяч туристов, что переправляются из порта "Крым" в порт "Кавказ" и наоборот. При всем желании ни до Калифорнии, ни до Флориды не доплыть. И запрет Соединенных Штатов на сотрудничество с ними же, для керченского парома — как крики чаек для крымских отдыхающих. Фон.

В морской дирекции даже приводят цифры: за год пропускная способность переправы увеличилась вдвое. И никаких пробок. То же самое — порты. Евпатория, Феодосия, Ялта, Севастополь. И, вроде бы, тоже попали под американские санкции. А торговые суда как заходили, так и заходят. "В портовой инфраструктуре увеличивается перевалка грузов, через порты поставляются продукты питания, стройматериалы, большой интерес с точки зрения контейнерных перевозок, причем большое количество иностранных судов", — говорит заместитель председателя правительства Республики Крым Дмитрий Полонский.

Как выбирали в Госдепартаменте объекты для санкций — неясно. Но, кроме крымских портов, в новом черном списке и 11 частных лиц. Например, член правления континентальной хоккейной лиги Роман Ротенберг или даже руководитель финского энерготрейдера Кай Паананен. В Финляндии очень удивились и потребовали объяснений. И компании. Фонд развития Дальнего Востока. Корпорация развития Северного Кавказа. В основном, дочерние структуры "Роснефти" и "Внешэкономбанка". От Юганск или Самотлорнефтегаза до банков "Глобэкс" и "Росэксимбанка".

Там уже заявили — интересов их клиентов санкции не затронут. И вкладчики на себе тоже ничего не почувствуют. Карты как обслуживались, так и будут обслуживаться международными системами "Виза" и "Мастеркард". А под секторальные ограничения США они и раньше подпадали. Совсем другое — российские оружейные гиганты. Кроме уже традиционного "концерна Калашникова", США включили в список два завода — "Ижмаш" и "Ижмех". Не удосужившись проверить, что первый проходит процедуру банкротства и хозяйственной деятельностью не занимается. Какая уж тут экспортная выручка.

Второй тоже почти два года как относится к новому ижевскому концерну. Выпускает исключительно гражданское оружие. Уже год на американский рынок его не поставляют. В пресс-службе "Калашникова" в экспортных ограничениях увидели не только политику, но и экономику. "Это свидетельство того, что США пытаются применить не только санкции против государственных структур, но и оказать воздействие на деятельность частного бизнеса. Это является свидетельством недобросовестной конкуренции и применения протекционистских мер на фоне роста спроса и продаж российского стрелкового оружия на рынке США", — уверены в концерне.

Но даже в таких условиях — лишившись когда-то самого большого, американского рынка, где та же "Сайга" пользовалась огромным спросом, ижевский оружейный концерн закончил прошлый год с двукратным ростом. "На нас санкции, конечно, повлияли, но мы получили больше плюсов, нашли другие рынки и смогли продать даже по более выгодным ценам, чем это было ранее", — говорит генеральный директор ОАО "Концерн "Калашников" Алексей Криворучко.

Географию и объемы поставок директор предприятия держит в секрете. Государственная и коммерческая тайна. Пусть уж лучше Госдепартамент объясняет американским потребителям, почему российская "Сайга" для них больше недоступна. Но оттуда — все больше угрозы и раздражение. Все дело в позиции по Украине. "То, что мы делаем, является обычной практикой. Но скажу прямо: эти санкции связаны с соблюдением минских соглашений и их полной имплементацией. Как только минские договоренности будут полностью выполнены, можно будет обсуждать отмену санкций", — говорит официальный представитель Госдепартамента США Марк Тонер.

"Ясно, что те условия — они изначально представляются нереалистичными и ложными, — отмечает политолог, депутат Госдумы РФ Вячеслав Никонов. — В минских соглашениях нет ни слова, что должна делать Россия. Но там есть много позиций, которые должен выполнить Киев, и которые он не собирается выполнять. Естественно, эти санкции введены против нашей страны за военные преступления киевского режима".

То, что введенные США санкции противоречат нормам международного права и наносят существенный вред двусторонним отношениям, в Москве заявляли не раз. Но право на ответный шаг оставили за собой. "В целом, принцип взаимности, безусловно, в таком санкционном обмене — базовый, — говорит пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. — Вместе с тем, нельзя исключать и асимметричных действий. Наше отношение к подобным санкционным решениям со стороны США давно известно, оно не меняется. Главное, это — шаги, которые американская сторона делает без очевидного резона и не преследуя какой-то конкретной цели".

То есть, существенного влияния на новый американский укол Москва не почувствовала. Вот и ижевским оружейникам заокеанское давление не нарушило планов по модернизации производства. В цехах вовсю меняют еще советские станки. "Это линия передела, надо перейти этот рубикон. Делаем шаг, и через год уже не будет старого оборудования", — говорит директор оружейного производства "Концерна "Калашников" Дмитрий Тарасов.