«Леопард» для Марлена Хуциева

На фестивале в Локарно Марлену Хуциеву вручат почетного «Леопарда» за вклад в киноискусство.
2015 год — юбилейный для Марлена Мартыновича. На 90-летие мастера подготовлена также специальная программа «Хуциев: не вошедшее, неоконченное, недооцененное» для фестиваля «Белые столбы — 2015». Юбилей маэстро уже отметили в Лиссабоне, на Корсике, в Берлине и немецком Висбадене.
В Локарно, городе на берегу швейцарского озера Лаго-Маджоре, будут демонстрироваться фильмы Хуциева «Бесконечность», «Был месяц май», «Два Федора», «Июльский дождь», «Послесловие» и «Застава Ильича». О последней киноленте легенды ходили еще до выхода на экраны. Ее называли «манифестом кинооттепели». В ней тогдашние студенты Андрей Тарковский, Николай Губенко, Станислав Любшин, Александр Митта рассуждают о «самом справедливом государственном строе». Когда в начале 1960-х в Москву на фестивальную премьеру собственного фильма «Восемь с половиной» приехал итальянский режиссер Федерико Феллини, то первым делом попросил показать ему материалы к фильму Хуциева «Застава Ильича».
«Картину запретили, и я помню, как смотрел ее тайно, пробравшись на студию имени Горького под чужой фамилией. Обстановка просмотра вызывала ассоциации с маевками, сходками на конспиративных квартирах и прочей «революционной романтикой». Картина была дивно снята Маргаритой Пилихиной, и в ней впервые в нашем художественном кино применялась ручная камера. Там есть поразительный, почти документально снятый эпизод поэтического вечера в Политехническом музее, где впервые на экранах появились молодые бунтари Вознесенский, Рождественский, Евтушенко, Ахмадулина, Окуджава. Это был новый стиль, изумительно свежий и поэтичный, который оказал влияние на весь наш кинематограф: многие режиссеры вольно или невольно поддались его обаянию и увидели в этих изобретениях Хуциева и Пилихиной новые возможности».
Эльдар Рязанов, режиссер
В фильмографии Хуциева меньше десятка картин, но каждая становилась настоящим событием. Ретроспективу в Локарно завершит документальный фильм Петра Шепотинника «Хуциев. Мотор идет!», посвященный съемкам 4-серийного проекта Марлена Мартыновича «Невечерняя». Работа над этим фильмом о встречах двух гениев русской литературы, Льва Толстого и Антона Чехова, идет уже десять лет.
«Имейте в виду: это не из серии ЖЗЛ, — уточняет Хуциев. — Это просто история двух визитов к больным. Все началось с того, что меня поразил факт: Саваоф нашей литературы, живой бог, пришел навестить молодого писателя! В сопоставлении с тем, каковы у нас сегодня творческие взаимоотношения, это кажется удивительным. И потянулась ниточка. Сначала хотел написать пьесу, потому что пробиться на экран сегодня сложно. Пьесу писал вместе с сыном, тоже кинематографистом. Так возникла эта история. А потом мы, естественно, пришли к мысли и о фильме».
«Мы смонтировали полуторачасовую версию по просьбе организаторов, которым неожиданно оказался интересен этот материал, — рассказывает о своей документальной ленте Петр Шепотинник. — Это не в чистом виде фильм-биография, скорее, фильм-размышление и фильм-наблюдение. Вместо выпытывания биографических деталей мы постарались узнать, что режиссер ощущает здесь и сейчас, какими токами его новая картина связана с предыдущим творчеством».
Фестиваль в Локарно будет проходить в течение десяти дней. В основную конкурсную программу вошел российский фильм Бакура Бакурадзе «Брат Дэян». Кинолента, основанная на реальных событиях, была снята на сербском языке и будет демонстрироваться с субтитрами, русскими или английскими. В центре повествования — судьба генерала Югославской армии Дэяна Станича, объявленного в розыск и вынужденного на протяжении 12 лет скрываться от трибунала в сербских деревнях.
В конкурсе короткого метра участвуют лента «Восточный рабочий» студентов Московской школы нового кино Егора Шевченко и Рината Бекчитанева.
Вне конкурса будут показаны документальные картины «Киев/Москва. Часть I» Елены Хоревой и «Странные частицы» Дениса Клеблеева.
Сюжет об открытии Кинофестиваля в Локарно. Телеканала «Культура». 05.08.2015
«Острова. Марлен Хуциев»
«САС. Те, с которыми я… Марлен Хуциев». Часть 1-я
«САС. Те, с которыми я… Марлен Хуциев». Часть 2-я
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна