Израиль меняет подход к борьбе с экстремизмом


EPA

Трагические события, произошедшие в Израиле в минувшую субботу, вынуждают государство искать новые подходы к борьбе с внутренним экстремизмом. Вызов, брошенный властям правыми экстремистами, не может остаться без ответа – от него зависит дальнейшее развитие всего государства.

Сразу две трагедии, спровоцированные правыми экстремистами, повергли израильское общество в состояние глубокого шока. В ночь на 31 июля неизвестные в масках бросили "коктейли Молотова" в окна дома в палестинском селении Дума. В возникшем пожаре погиб 18-месячный Али Давабшех, его родители и старший брат были госпитализированы с тяжелыми ожогами. На стене дома нападавшие написали слово "месть" на иврите, что сразу же навлекло подозрения на праворадикальную группировку "Так мехир" (ивр. – Ценник). Ее участники нападают на палестинцев и представителей израильских силовых структур в качестве мести за смерть израильтян от рук палестинцев и за снос нелегальных поселений на палестинских территориях.

Ранее в тот же день произошел другой инцидент – ультраортодоксальный фанатик напал с ножом на гей-парад в Иерусалиме, ранив ножом шесть человек. Три дня спустя одна из жертв, 16-летняя Шира Банки, скончалась от полученных ранений. Нападавший по имени Ишай Шлиссель всего за три недели до этого был освобожден из тюрьмы, где отбывал наказание за аналогичное преступление в 2005 году – тогда ему удалось ранить троих, однако все они выжили. Свои действия преступник мотивировал исполнением "божьей воли".

Несмотря на свою непохожесть, эти два убийства совпадают в одном: оба стали результатом действий праворадикальных экстремистов, идеология которых является крайне нетерпимой по отношению к представителям другого вероисповедания и сексуальной ориентации. Горе и шок, в один день сплотившие израильтян и палестинцев, показали, что жертвой экстремизма может стать кто угодно, и что проблема не в различиях между людьми, а в отсутствии у них толерантности друг к другу.

Эти события бросили вызов израильскому правительству, от ответа на который зависит дальнейшая судьба правительства. Дело в том, что в правящую коалицию Биньямина Нетаньяху входит ультраортодоксальная партия "Еврейский дом", многие из избирателей которой являются жителями нелегальных поселений на Западном берегу реки Иордан, поэтому убийства бросают тень не только на партию, но и на правительство в целом. Произошедшее уже вынудило членов партии всеми силами откреститься от сопричастности с "Таг мехир", призвав к борьбе с терроризмом во всех его проявлениях.

Аналогичное заявление сделал и Биньямин Нетаньяху, в первые часы после поджога назвавший произошедшее актом терроризма, отметив, что "Израиль предпринимает решительные действия против терроризма вне зависимости от того, кто является исполнителем". В свою очередь, президент Израиля Реувен Ривлин признался, что испытывает боль, вызванную убийством маленького ребенка. "Боль за мой народ, избравший путь терроризма и потерявший свою человечность, их путь – не путь государства Израиль".

Солидарность между израильским и палестинским народами, вызванная двумя убийствами, дает людям по обеим сторонам Разделительного барьера возможность пересмотреть отношение к друг другу. В то же время, правительство Израиля теперь обязано как можно быстрее найти убийц и принять все меры для предотвращения подобных случаев вновь, чтобы не дать заинтересованным силам использовать эти трагедии для дальнейшего разжигания в обществе взаимной ненависти.

Первые изменения уже есть: на этой неделе власти разрешили применять к израильтянам так называемое "административное задержание", позволяющее содержать граждан страны, подозреваемых в причастности к терактам, в тюрьме без решения суда и практически неограниченное количество времени. Ранее эта норма применялась лишь в отношении палестинцев.