Новое русло – новая надежда: в Египте открывается дублер Суэцкого канала


EPA

В Египте сегодня, 6 августа, откроется дублер Суэцкого канала, который, по подсчетам властей, уже через 8 лет утроит доходы государства от судоходной артерии. На торжественной церемонии будут присутствовать главы государств и правительств.

В Египте сегодня, 6 августа, откроется дублер Суэцкого канала, который, по подсчетам властей, уже через 8 лет утроит доходы государства от судоходной артерии. На торжественной церемонии будут присутствовать главы государств и правительств. Сам канал построили еще в середине XIX века. Сейчас он сильно перегружен — при том, что остается вторым по важности источником дохода для Арабской Республики после туризма. Во сколько обошлась модернизация судоходной артерии?

Новое русло Суэцкого канала дает новую надежду Египту. Делегации из десятков стран, грандиозный концерт, выпуск памятной почтовой марки… Обновленный канал называют гордостью страны и сравнивают с древними пирамидами. "Новый Суэцкий канал значит для нас столько же, сколько пирамиды Гизы, — считает один из местных жителей. — Теперь другие страны придут к нам с инвестициями". "Новый Суэцкий канал был мечтой, — говорит другой. — Никто в Египте и за его пределами не думал, что ее можно воплотить так быстро. Главное – поднимал этот проект египетский народ".

"Так быстро" – это всего год. В XIX веке Суэцкий канал прокладывали в десять раз дольше. Стоимость проекта составила более 8ми миллиардов долларов. Финансировал строительство исключительно Египет, выпустив облигации, которые раскупили всего за неделю. Их брали, кто сколько мог. Канал строился при участии компаний из США, Бельгии, Нидерландов, Кувейта.

Суэцкий канал — это кратчайший морской путь из Европы в Азию. Он соединяет Красное море со Средиземным, то есть Индийский океан с Атлантическим. "Новый Суэц" имеет длину 72 километра, часть его проходит параллельно старому руслу и дает возможность встречного движения судов с севера на юг. "Караван идет в одну сторону, потом в другую – задержки до суток, — рассказывает о работе старого канала Карен Степаньян, заместитель генерального директора ПАО "Совфрахт" по морским перевозкам. — Иногда случались происшествия, закрывали канал на двое-трое суток, это была катастрофа. Мы полагаем, что теперь на прохождение будет тратиться на 10 часов меньше".

Канал сможет пропускать в два раза больше кораблей. Доходность его вырастет в два с половиной раза, до 13 миллиардов долларов. Это вполне реальная цифра, ведь и сейчас стоимость прохождения крупного судна через Суэцкий канал может превышать миллион долларов.

"Большие деньги, отсутствие возможности нападения на корабли, которые ждут в очереди, удвоение проходного графика – чистая экономика, — говорит Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока. — Он влияет на доходы Египта, на разрешение колоссального экономического кризиса, в котором Египет находится".

Следующая ступень – создать на берегах логистические центры и промышленные зоны. верфи, заводы, цеха по сборке автомобилей и техники. Для развития нужны иностранные инвестиции в обмен на налоговые льготы. Интерес проявляют и Европа, и Азия, и Соединенные Штаты, и Саудовская Аравия с Арабскими эмиратами. Россия – в первых рядах. "Сам канал принадлежит Египту и народу Египта, но зоны вокруг — нет, — поясняет Михаил Орлов, председатель Российско-египетского делового совета. — Был разговор, что некоторые зоны будут предоставляться России со статусом оффшора. Оттуда на другие рынки могут уходить товары. Правительство Египта может дать нам льготы, это очень интересно".

По разным оценкам, до 10 процентов мировой морской торговли берет на себя именно Суэцкий канал. Через него везут зерно и удобрения, руды черных и цветных металлов, но главное – газ и нефть. Когда с Ирана окончательно снимут санкции и он нарастит экспорт нефти, то черное золото, вероятно, пойдет через Суэц, принося Египту проценты за транзит.

Все, что нужно для торговли – политическая стабильность. И тогда египетского президента Ас-Сисси прославят не только масштабы строительства, но и его вклад в экономику страны.