Антикризисный саммит на фоне погромов

Общенациональная забастовка во Франции завершилась массовыми беспорядками. Итог – десятки задержанных и пострадавших. В эти же часы в бельгийской столице подводили итоги первого дня европейского саммита, на котором, как и на митингах, ключевая тема одна – экономический кризис.

Общенациональная забастовка во Франции завершилась массовыми беспорядками. На улицы Парижа вышли десятки тысяч человек. Люди требовали от правительства Николя Саркози пересмотреть свою экономическую политику в условиях финансового кризиса. Но среди митингующих было много представителей леворадикальных группировок. Они, по словам полицейских, и устроили беспорядки: громили витрины, поджигали машины и мусорные баки, а стражей порядка забрасывали камнями и бутылками. Те ответили. Жестко. Итог – десятки задержанных и пострадавших. Навести порядок во французской столице удалось лишь под утро. На устранение ущерба, по оценкам властей, может уйти несколько дней. Самого Николя Саркози в Париже в это время не было. Он улетел в Брюссель – там проходит саммит лидеров Евросоюза. Обсуждают, как раз, финансовый кризис и как из него выбираться.

Первые часы пятницы во французской столице были не слишком спокойными – профсоюзная забастовка, проходившая накануне, предсказуемо закончилась беспорядками, когда на улицах появились уже не активисты левых движений, а обычные погромщики и хулиганы. Сожженные машины, разбитые витрины, слезоточивый газ и десятки задержанных – для Франция картина, в общем, привычная. Почти любая массовая акция под любыми лозунгами с наступлением темноты продолжается – только уже с другими участниками и без всяких политических требований – с единственной целью что-то разграбить или поджечь.

В эти же часы в бельгийской столице подводили итоги первого дня европейского саммита, на котором, как и на митингах, ключевая тема одна – экономический кризис. Как с ним бороться, а, главное, сколько на это потратить – это и есть главный вопрос, который нужно решить.

"Я бы хотел остановиться на том, что мы обсуждали за обедом: я уверен, вам интересно, что у нас было на столе. В меню было 5 миллиардов евро, и если заключительный документ саммита будет принят, то, я думаю, можно будет сказать, что в принципе мы договорились о плане по восстановлению инфраструктуры", – заявил председатель саммита, премьер-министр Чехии Мирек Тополанек.

Ни для кого не секрет, что в ЕС существуют серьезные разногласия о том, как выбираться из кризиса, ведь на прошлом саммите был отвергнут план пакетной финансовой помощи странам Восточной Европы – им сейчас труднее, чем так называемым "старым" членам ЕС. Договориться накануне встречи "двадцатки" было тем более важно, и глава Еврокомиссии намекал, что в ЕС даже есть солидарность по данному вопросу.

"Это проявлялось во вполне конкретных аспектах. Одна страна заявила: вот у нас не хватает денег на этот проект, и сразу же, спонтанно, представители других стран сказали: давайте им поможем. Немедленно. Так что надеюсь, вы понимаете, в каком духе мы здесь работаем", – сообщил глава Еврокомиссии Жозе-Мануэль Баррозу.

Один из важных вопросов, который обсуждался на саммите, и который сегодня, в пятницу, предстоит решить окончательно, это удвоение активов Международного валютного фонда, что потребует от Европы серьезных затрат. На пресс-конференции после первого дня саммита говорили: эта мера необходима, ведь деньги в итоге получат сами европейские страны. Зато не говорили, что они их получат именно в виде кредитов, а не в виде помощи из Брюсселя – это совсем разные вещи.

Никаких сенсаций первый день саммита не принес, а главной интригой второго станут, все-таки, те предложения, которые Европейский союз должен будет представить в британской столице на антикризисном саммите "двадцатки". Пока европейцы весьма осторожны в том, что касается траты средств из бюджета на борьбу с кризисом и спасение предприятий и банков. США добиваются, чтобы антикризисные вливания в экономику были объемней, европейцы вначале хотят посмотреть – есть ли от таких вливаний эффект.