Мусорный ветер предлагают заменить на велосипеды и детские площадки


фото: Михаил Свешников


фото: Михаил Свешников


фото: Михаил Свешников


фото: Михаил Свешников


фото: Михаил Свешников


фото: Михаил Свешников

Мусорная проблема уже много лет нависает над Москвой. На сегодняшний день вопрос отходов стоит особенно остро, так как все существующие вокруг столицы мусорные полигоны переполнены. Губернатор Московской области Андрей Воробьев предложил построить в Подмосковье 15 мусоросжигательных заводов.

С крыши многоэтажки на окраине Москвы было видно практически весь город: серые дома в дымке, Останкинскую башню где-то очень далеко, зеленые пятна леса. А еще там была буро-коричневая клякса – огромная и своей огромностью немного пугающая.

Теперь таких клякс вокруг города уже 70, они окружили столицу кольцом и продолжают расти: это свалки, которые подпитываются мусором. Более 10 тысяч тонн отходов ежедневно свозится сюда со всего города.

Мусорная проблема уже много лет нависает над городом. Например, в 2012 году в ЮЗАО был проведен эксперимент по передаче одной компании полномочий по сбору, вывозу, переработке и утилизации мусора. Эксперимент был признан удачным, и округа поделили между большими компаниями, которым вверено внедрение комплексной системы по обращению с отходами и обеспечение повышения качества экологической обстановки в столице. Однако проблему города решить так и не удалось.

На сегодняшний день вопрос отходов стоит особенно остро, так как все существующие вокруг Москвы мусорные полигоны переполнены. В связи с этим губернатор Московской области Андрей Воробьев предложил создать комплексную систему энергетической утилизации твердых бытовых отходов. Проект предполагает строительство в Подмосковье 15 мусоросжигательных заводов.

Возможно, это и облегчит критическую ситуацию с мусором на данный момент, но у многих, в первую очередь, у экологов, возникает вопрос — насколько безопасен этот путь. В то время, как весь мир отказывается от сжигания мусора, чтобы не загрязнять планету и разумно использовать природные ресурсы, у нас скорее всего появятся новые мусоросжигательные заводы. А это значит, что в России пока из переработанного вторсырья не построят дороги и детские площадки, не сделают велосипеды, ручки, не сошьют флисовые рубашки, куртки.

Не произойдет этого по нескольким причинам. Во-первых, в Москве практически нигде нет контейнеров для раздельного сбора мусора. А ведь мусор – это повседневная проблема, и горожанам хотелось бы, чтобы она, как всякая рутина, решалась как можно проще. А, во-вторых, москвичи уверены в том, что сортировать мусор дома бесполезно: он все равно в итоге попадет на общую городскую помойку.

Что касается первого пункта сомнений — на самом деле начать сортировать свой мусор не так уж сложно: достаточно завести в пару к обычному мусорному ведру коробку для перерабатываемых отходов. По закону сохранения вещества, мусора никак не может прибавиться. Больше того, аккуратно сложенные чистые пакеты и смятые бутылки занимают куда меньше места.

Но мы привыкли выносить мусор каждый день, максимум раз в три дня, а когда коробка наполнится, встанет вопрос, что же делать дальше. Ответ прост. Можно обратиться к составленной Greenpeace карте пунктов сбора мусора. Однако найти подходящий пункт (чтобы принимал все собранное, был в пешей доступности и действительно функционировал) намного сложнее. И те, кто все же шел такого пункт и добрался до него, всегда держат в уме "во-вторых": они не могут получить никаких гарантий, что их тщательно собранный мусор отправится в надлежащее место, а не на общую свалку.

Корреспонденты сайта Вести.Ru решили проследить судьбу разноцветных контейнеров, принимающих рассортированный мусор. Оказывается, они действительно отправляются в организации по сбору и переработке вторсырья. Например, в компанию "Таратрейд", генеральный директор Алексей Кукин которой не только любезно согласился на визит журналистов, но и лично провел "экскурсию".

На полигоне, где сортируются отходы, показалось, что нас уменьшили, как в фильме "Дорогая, я уменьшил ребенка!": огромные кубы спрессованной макулатуры, стянутый вместе пластик разных фракций, башни из коробок с бутылками. В такое место стоило бы привести детей на экскурсию, настолько завораживает процесс, когда пластмассовые ящики и обертки от шоколадок превращаются в разноцветное конфетти, а бутылки из хаотичной кучи встают стройными рядами, разобранные по типу, одна к другой. К сожалению, многим не нравится такое соседство: слишком велика привычка видеть в мусоре грязь.

Пока мы любовались на гигантов из мусора, Алексей Кукин рассказал, что раньше пивные компании были обязаны заботиться о своих бутылках и сдавать их, как возвратную тару. Такую бутылку моют, стерилизуют, и она может возвращаться в магазины до 70 раз, при этом на нее не тратится столько ресурсов и энергии, сколько на создание новой. По тем же причинам для производства бутылки экономически и экологически целесообразнее использовать стеклобой, чем создавать её с нуля.

Но в 2004 году пивные заводы получили возможность покупать тару напрямую, размножились заводы по производству бутылок, делая тару очень дешевой и вытесняя идею о ее возврате. На данный момент "Таратрейд" развивает другие направления по утилизации и переработке отходов. Основную часть ресурсов компания получает от крупных организаций (типографий, заводов, офисов) и развивает сеть пунктов по приему вторсырья от населения.

Он также отметил, что в сети магазинов "Я любимый" установлены простые в использовании контейнеры: на одном написано "Бумага", на другом — "Тара". Такие пункты быстро становятся популярными. Если вначале они наполнялись за месяц, довольно скоро их пришлось вывозить два раза в неделю. Это говорит о том, что, если людям дать возможность сортировать мусор, они ею воспользуются. А если не просто дать возможность, но и поощрить? "Таратрейд" запланировал создание пункта, где вторсырье можно будет сдавать за денежное вознаграждение. Разработано и уже используется немало других способов поощрения от купонов на скидки в магазин до понижения квартплаты или обмена вторсырья на билеты в метро. Существует даже автомат, насыпающий в обмен на пластиковую бутылку корм в миску бездомным животным. Словом, путей привлечения горожан к сортировке мусора множество.

Алексей Кукин не скрывал, что существует ряд проблем. Например, ничтожно мала ответственность производителей за то, что будет с их упаковкой после использования. В результате шанс найти маркировку (пометку в виде треугольника с названием типа пластика) на баночке из-под сметаны или пластиковой бутылке минимален. При условии, что она вообще там присутствует. Также производители практически незаинтересованы в том, чтобы их продукция возвращалась к ним в качестве вторсырья: многие используют смешанный пластик, который практически невозможно разделить для переработки.

Не секрет, что интерес сложно стимулировать без соответствующих законов и воспитания корпоративной ответственности. А создание полигона по европейским стандартам и организация процесса переработки вторсырья в конечный продукт без поддержки государства, льготных условий, пониженной аренды практически невозможен.

Пока на пути превращения алюминиевой банки в новый велосипед видны огромные провалы. Потерянные звенья тянутся друг к другу силами волонтерских организаций, сознательных бизнесменов и обычных людей, надеющихся, что батарейка из пульта не будет гнить, отравляя землю на каком-нибудь полигоне. Конечно, вдохновляют истории о том, как люди поставили коробку для батареек в своем подъезде, как кто-то начал маленький бизнес, организовав пару баков у своего дома. Или истории волонтеров на мобильных пунктах, готовых стоять в дождь, чтобы кто-то успел добежать и отдать свой пакет с Тетра-паком. И о том, как кто-то на машине по пути забирает твои накопленные мешки за шоколадку, а кто-то собрал подписи в всего дома и вытребовал у ЖЭКа установку раздельных баков.

Множество, множество историй. Все они о том, как люди самыми разными путями и способами пытаются заботиться о природе. В идеальной ситуации, существующей во многих странах, доступность, удобность и прозрачность системы – это все, что требуется тем, кто готов сортировать мусор. С большой долей вероятности можно предположить, что в каждом доме Москвы проживает достаточно именно таких людей, готовых заполнить разноцветные контейнеры для перерабатываемого мусора. Ведь только от нас всех и от каждого в отдельности зависит, насколько быстро эта цепочка соединится. И тогда, возможно, через несколько лет при упоминании о мусоросжигающем заводе, как о решении проблемы отходов, мы только посмеемся. Настолько абсурдной нам покажется такая идея.