Большие надежды: новый Суэцкий канал изменит экономику Египта

В Египте торжественно открыта навигация по новому руслу Суэцкого канала. Дублер позволит увеличить пропускную способность одной из важнейших водных артерий планеты почти вдвое, и во столько же снизить время, которое требуется судам для прохождения из Красного в Средиземное море.

В Египте сегодня торжественно открыта навигация по новому руслу Суэцкого канала. Дублер позволит увеличить пропускную способность одной из важнейших водных артерий планеты почти вдвое, и во столько же снизить время, которое требуется судам для прохождения из Красного в Средиземное море.

Для президента Ас-Сиси это была большая "египетская мечта". И она осуществилась. Пройдя по красной дорожке, президент и фельдмаршал лично дает старт навигации, проплывая по новому руслу Суэца в окружении военных катеров и флагмана египетского ВМФ на той самой яхте, что проходила по руслу еще первого Суэцкого канала почти 146 лет назад. Ее название "Аль-Махруса" переводится с арабского как "Спасаемый". Амбициозный проект, по задумке египтян, действительно должен спасти, ни много ни мало, репутацию страны после правления исламистов. И вернуть ее в число главных политических игроков арабского Востока. Для того и эффектный пролет военных вертолетов. Учитывая напряженность в регионе, многие районы соседнего Синая контролируют боевики ИГИЛ, в портах повышенные меры безопасности — десять тысяч полицейских и военных.

Строительство Суэцкого дублера справедливо сравнивают со строительством пирамид: его прорыли прямо среди пустыни всего за год. Хотя инженеры сначала говорили, что нужно не меньше трех лет. Причем сбрасывались на строительство обычные жители. Страна, где 40% населения живет на два доллара в день, собрала нужные миллиарды — всего их ушло 8,5 — за считанные дни. Так что стройка действительно народная.

"Сегодня Египет преподносит всему миру очередной подарок, и этот подарок так же ценен, как тот вклад, который внес Древний Египет в мировую цивилизацию. И мы это делаем во имя нашего развития, во имя мира, во имя безопасности!", — сказал Ас-Сиси в своей торжественной речи.

Новый канал увеличивает пропускную способность вдвое: теперь по нему можно идти сразу в двух направлениях. И сократит время прохождения с 18 часов до 11. Ведь вплоть до сегодняшнего дня Суэц, что связывает Азию и Европу, был словно односторонняя узкоколейка. Огромные танкеры и даже военные корабли отстаивали многочасовые очереди.

Египетские власти уже просчитали: доходы от транспортировки грузов по новой артерии, а сегодя это до 10% всех морских перевозок, увеличатся почти втрое. И сравняются с доходами от туризма, которые пока составляют основу всей египетской экономики. Причем львиную долю этих денег везут именно российские туристы.

Российская делегация с премьером Медведевым на трибуне почетных гостей. Приглашение египетский президент привозил в Москву лично, когда приезжал на торжества по случаю 70-летия Великой Победы. Здесь и французский президент Олланд, и руководители африканских и азиатских государств. Больше 50 иностранных делегаций. Но внимание к России высоко еще и потому, что в планах Москвы и Каира создание вдоль нового Суэцкого канала российской промышленной зоны.

Судоверфи, автомобильные компании, производители стройматериалов, фармацевтика и, конечно, энергетика. В планах — поставки сжиженного газа и строительство атомной электростанции. Обо всем этом будут говорить здесь же, в специально разбитых прямо в гостинице шатрах.

А завершатся торжества в каирской опере. Ариями знаменитой "Аиды" Джузеппе Верди. Ее итальянский композитор написал по заказу египтян как раз на открытие еще первого Суэцкого канала в 1869 году. Но в срок уложиться тогда не успел. И непосредственно на открытии опера не прозвучала. Сегодня тот исторический казус обязательно исправят.