Полгода "Минску-2": что было, что будет

Сегодня ровно полгода со дня подписания минских соглашений — комплекса мер по урегулированию ситуации на юго-востоке Украины. Документ стал результатом многочасовых переговоров глав государств нормандской четверки. Соглашения помогли остановить полномасштабные боевые действия.

Сегодня ровно полгода со дня подписания минских соглашений — комплекса мер по урегулированию ситуации на юго-востоке Украины. Документ стал результатом многочасовых переговоров глав государств нормандской четверки. Соглашения помогли остановить полномасштабные боевые действия. Но добиться прочного мира не удалось.

Ровно полгода, что проходит со дня подписания так называемого "Минска-2", то есть того самого полного комплекса мер по соблюдению минских соглашений — как отправная точка для подведения промежуточных итогов реализации минского плана. Время — достаточное, чтобы не только начать полноценный диалог между Киевом и Донбассом, но и пошагово, пункт за пунктом, эти договоренности исполнять. Но и спустя шесть месяцев "Минск-2" для Киева — пустая бумага.

Представители самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик пришли к журналистам не с одними эмоциями — хотя и их достаточно. Ночью окраины Донецка украинские силовики снова обстреляли — при том, что прекращение огня в свое время называлось главным достижением Минска. На руках конкретные документы. То самое соглашение — 13 пунктов. Ни один Киевом не исполнен.

Хотя вот под ними и подпись украинского президента Порошенко — как одного из гарантов соблюдения мирного плана.

"Киев при всем желании, даже если сейчас одумается — физически не успевает выполнить все взятые на себя обязательства до конца года. Здесь мы поддерживаем мнение Мартина Шульца, что необходимо продление минских соглашений на 2016 год. На данный момент Минску альтернативы нет. Или по-другому, — альтернатива Минску — война, жертвы, разрушения", — говорит полпред ДНР Денис Пушилин.

Порошенко вовсю пытается убедить мир, что Украина свою часть минских соглашений исполнила. На деле — ничего. Так, не принят закон об амнистии участников конфликта на Донбассе. Никак не продвигается процесс обмена пленными, а ведь обещали "всех на всех". Продолжает действовать так называемая антитеррористическая операция. При которой выборы — а это еще одно из обещаний — провести невозможно. Не под огнем же! Так и не принят закон "об особом статусе регионов Донбасса" — позицией самого Донбасса в Киеве даже не поинтересовались. А ведь это — принципиальный вопрос. И он тоже предусмотрен договоренностями. Закон об этом в Киеве вообще принимали с оглядкой на кураторов. Не указав, собственно, территории, на которые он распространяется. Их как раз и должна была определить Рада, но она увязала принятие закона с выборами на этих территориях именно по законам Украины. А так как это невозможно, процесс остановился. Так что круг замкнулся.

Зато министр иностранных дел Украины Климкин, сегодня обвинил в срыве минских договоренностей сами народные республики, а заодно и Россию. Хотя недавно все же нашел в себе смелость — откровенно признать, что Киев и не собирался с Донбассом ни о чем договариваться. "Компромисс касательно Донбасса приведет к абсолютно непредсказуемым последствиям, и не только для Донбасса и Украины в целом, а и для всей Европы", — заявил он.

Не ответил Киев и на отвод техники в районе Широкина. Более того, стягивает к линии соприкосновения все новые и новые вооружения. Их секретарь украинского Совбеза Турчинов — один из лоббистов нового военного бюджета страны, что превышает пять миллиардов гривен — сегодня демонстративно передавал в войска. "Мы формируем в зоне проведения АТО активную оборону, усиливая наши Вооруженные силы новым оружием и военной техникой. Мы четко придерживаемся минских соглашений", — сказал он.

После такого взаимоисключающего признания Турчинова сомнений уже не осталось. Двуличность и ложь — отличительная черта всей украинской политики. По соглашению, подписанному в Минске, Киев уже давно был должен восстанавливать разрушенную инфраструктуру Донбасса. Но экономическая блокада продолжается.

Ни продуктов, ни лекарств. В республиках спасаются лишь российской гуманитарной помощью. Как раз сегодня — год — как на юго-восток прибыл первый гуманитарный конвой. Зато когда луганские энергетики пытаются отремонтировать уничтоженные украинскими силовиками линии электропередач — те открывают по ним огонь. То же — с водой.

Киевская власть будто специально отторгает восточные территории, выдавливая Донбасс из общеукраинского пространства. Потому и в местных магазинах вместо гривны — ни пенсии, ни социальные пособия в ней Киев же не платит — все больше российский рубль.

Между тем, непредоставление самопровозглашенным республикам особого статуса — ключевой. Ведь именно за него цепляются все остальные шаги мирного процесса. Которые реализовать просто невозможно. Закон о местных выборах, муниципальной милиции. Все предложения ДНР И ЛНР игнорируются.