Причудливый Петербург Гоголя

В России отмечают двухсотлетие со дня рождения великого писателя Николая Гоголя. Праздничная программа началась задолго до официальной даты – 1 апреля. Ставятся спектакли, снимаются фильмы, открывают выставки.

В России отмечают двухсотлетие со дня рождения великого писателя Николая Гоголя. Праздничная программа началась задолго до официальной даты – 1 апреля. Ставятся спектакли, снимаются фильмы, открывают выставки. Родом с Украины, писатель долгие годы жил в России. Почти 10 из них в Петербурге. Именно в этом городе и началась его литературная карьера, здесь были опубликованы первые произведения.

В интерьере украинской хаты Михаил Боярский чувствует себя как никогда комфортно. Сбылась давняя мечта артиста: в фильме "Тарас Бульба" ему досталась весьма приметная роль.

Боярский даже пострадал в одной из батальных сцен – сломал несколько пальцев. И как был в гриме – весь в бутафорской крови и шрамах – явился к местному костоправу, деревенской бабушке.

"Я вхожу – бабка в ужасе: "А-а!!!!!" Я говорю: мне бы палец вылечить. А сам весь в крови, с кишками наружу", – вспоминает Михаил Боярский.

Связь между Петербургом и Украиной очевидна любому, кто хоть немного знаком с творчеством Гоголя. Именно здесь появились на свет "Вечера на хуторе близ Диканьки". Но главное даже не это.

Колорит, который принес собой из Малороссии будущий писатель, изменил имперскую столицу до неузнаваемости. Собственно только в его произведениях и можно увидеть тот удивительный Петербург.

"Совсем по-другому выглядел Петербург в то время…Куда все подевалось? Если бы сейчас кто-то взялся описывать Невский проспект, вышло бы банально: парень с ирокезом, девушка с татуировкой, остальные – на машинах!" – предполагает Михаил Боярский.

Задолго до модных показов в Париже и Милане Гоголь первым разглядел суть Невского проспекта. Главная улица страны у него подобна подиуму, прохожие – моделям и актерам, а все происходящее – невероятному северному карнавалу. Но как истинный режиссер, он мечтал о смене декораций.

"Этот город правительственных зданий ему страшно не нравился", – говорит Лев Лурье, историк.

Будучи современником Пушкина, Гоголь в одночасье изменил образ блистательной столицы. Тот, что во вступлении к "Медному всаднику", казалось, навеки канонизирован. Его петербургские повести для николаевской России – не просто новаторство. Смелый авангард, иными воспринимаемый как нахальство.

"Сама идея, что нос майора Ковалева – не только нос, но и некий генерал, приходит в Голову именно Гоголю", – подчёркивает Лев Лурье.

Кем был для имперского Петербурга безвестный юноша из провинциального Нежина? Говоря современным языком – гастарбайтером с Украины. Познавшим нужду, и подобно его героям, топившим печь через два дня на третий. Оттого в прозе Гоголя так много деталей и топографических точностей. Это ноу-хау впоследствии развил Достоевский.

"Гоголь жил в 5-этажном доме, первом доходном доме Петербурга. Он жил под самой крышей", – рассказал Лев Лурье.

Главной проблемой Гоголя было отсутствие сюжетов – их он искал истово, находя порой не без помощи Пушкина. Жизнь в Петербурге его, вероятнее всего, тяготила. Это несложно разглядеть между строк его прозы.

"Он в широком смысле человек поля, леса. Ему было бы уютнее с Чичиковым на просторах России", – рассуждает Лев Лурье.

Маститый писатель тем и отличается, что способен повернуть хрусталик глаза так или сяк. Существует Лондон Диккенса и Париж Дюма. Петербург в это смысле невероятно многолик. Но черты, которые разглядел в нем Гоголь, навсегда останутся наиболее яркими штрихами собирательного портрета.