Колыбель русского государства наводнили граждане Эстонии

Псковский областной суд вынес приговор Эстону Кохверу, эстонскому шпиону, который пытался переправить через границу секретные данные об агентах ФСБ. Сотрудник "тайной полиции" получил 15 лет колонии строгого режима за шпионаж, похищение гостайны, а также контрабанду.

Псковский областной суд вынес приговор Эстону Кохверу, эстонскому шпиону, который пытался переправить через границу секретные данные об агентах ФСБ. Сотрудник "тайной полиции" получил 15 лет колонии строгого режима за шпионаж, похищение гостайны, а также контрабанду, незаконное пересечение границы и ношение оружия. Кохвер был взят в Псковской области. В материалах следствия четко указаны координаты точки задержания, которая располагается на территории России.

Впрочем, в Таллине Кохвера объявили героем и заявили, что его незаконно похитили, когда он был уже на эстонской земле. Примечательно, что сам факт кражи секретных данных и не отрицают, под сомнение ставят лишь точку задержания. Кохвер не рядовой сотрудник спецслужб, а уже давно себя зарекомендовавший нелегал. В 2010 году президент Эстонии вручил разведчику орден Орлиного креста V степени. Его вручают за воинскую доблесть и заслуги в области обороны страны.

Впрочем, и Евросоюз, и США вполне предсказуемо на стороне Эстонии. Глава европейской дипломатии Федерика Могерини обвинила Россию в нарушении норм международного права. В американском Госдепартаменте также назвали приговор несправедливым, хотя здесь позиция Вашингтона, в общем-то, понятна. Там привыкли, что агентам ЦРУ все сходит с рук. Например, прошлым летом американских шпионов поймали в Германии. Обошлось без громких судов и тюремных сроков — агентов просто выслали из страны.

Кохвер проводил свою операцию в Печорском районе Псковской области. Место выбрано не случайно. Во-первых, Россию и Эстонию в этом месте разделяют непроходимые леса, что серьезно затрудняет контроль границы. Во-вторых, каждый второй житель Печорского района имеет двойное гражданство.

Внутренний паспорт России — с регистрацией, чтобы зарплату получать, заграничный — чтобы выйти за пределы страны, фиолетовый, эстонский — чтобы Шенгенскую визу не оформлять.

"Как Эстония началась, так я и получила паспорт, чтобы к родне ездить", — рассказывает жительница Изборска Елена Смелова. Женщина родилась в деревне Печки. Предки жили здесь веками. Все — русские. В маленькой лавке в древнем Изборске гражданка двух стран торгует традиционными русскими сувенирами. Туристов достаточно — псковская земля — родина святой княгини Ольги, колыбель древнего русского государства.

Крепость Изборск с середины IX века обороняла западные рубежи Руси. Сейчас в цитадели музей, но граница все равно рядом. В ХХ веке на некоторое время эти исконно русские земли — Печорский район Псковской области — оказались за рубежом. В Эстонской республике их называли уездом Петсери.

Это похоже на какое-то историческое и географическое недоразумение. В 1920-м Совнарком РСФСР, заключив Тартуский мирный договор с только возникшей на карте мира Эстонской республикой, оставил Печорский район с его древними крепостями, храмами и монастырями по ту сторону границы. 20 лет спустя Эстония стала частью СССР, и в 1945-м печорская земля вернулась в Россию. Но стоило Советскому Союзу уйти в историю, эстонцы вспомнили о подарке большевиков и решили одарить своими паспортами жителей Печорского района.

"Это была целая программа эстонского правительства", — рассказал Александр Патенко, руководитель Управления ФМС РФ по Псковской области.

До того как возглавить региональное Управление миграционной службы, Патенко в рядах другой структуры изучал активность прибалтийских государств на территории Псковской области. Ведь кроме Печорского района есть еще Пыталовский, который большевики после революции отдали было Латвии, а после войны все же вернули РСФСР. Только латвийских паспортов у жителей Псковской области практически нет, а эстонских — тысячи.

"Латыши в этом плане не пошли по пути своих эстонских коллег. Латвия подписала договор о границе с Российской Федерацией, где вопрос о Пыталове не стоит", — отметил Патенко.

Официально претензий на Печорский район Эстония не предъявляет. Только в уже подписанном договоре о границе вдруг появляется упоминание о 1920-м годе. И, оставляя своих русских в статусе неграждан, Эстония раздает гражданство жителям Псковской области.

Александр Баранов — русский, родился и вырос в Пскове. Эстонские документы получил на том лишь основании, что есть родственники в Таллине. "Это дает возможность выезда и в Ригу, и в какие-то другие страны Европы без визы, поэтому ездим, отдыхаем, что очень удобно", — сказал мужчина.

За год, что в России действует 142-й федеральный закон, в Псковской области второе гражданство декларировали более 14 тысяч россиян. Из них 12 тысяч — обладатели паспорта Эстонии, которые родились или живут в 20-тысячном Печорском районе.

Когда выяснилось, что в Печорском районе почти у каждого второго эстонский паспорт, миграционную службу ждал еще один сюрприз: органы власти, оказывается, не исключение. Советы депутатов, конечно, расформировывать не стали — подошел срок очередных выборов. Но составы территориальной и участковых избирательных комиссий пришлось очень серьезно пересмотреть, чтобы там работали граждане только России.

Местные депутаты и чиновники с эстонским гражданством никаких проблем региону не доставляли, успокаивают в областном правительстве. Другое дело, что властный мандат и иностранный паспорт — согласно закону — вещи несовместимые. И пока отношения с другим государством декларировать было необязательно, многие просто молчали.

"Граждане самостоятельно, в том числе и депутатский корпус, на тот момент имеющий на руках паспорта Эстонии, без какого-то принуждения предоставили информацию, а в последующем сложили с себя полномочия", — заявил Максим Жаворонков, заместитель губернатора Псковской области.

Единственный, кто отказывается сдавать мандат, — депутат Гдовского собрания Алексей Малов. "В вопросах местного значения — мусор, дороги, электричество — это никакого значения не имеет. Для решения, в какой цвет красить скамейку, разницы нет, сколько у тебя паспортов. Вот мой российский паспорт, я — гражданин России", — сказал Малов.

Кроме того, депутат Малов — гражданин Эстонии, хоть и родился в Ленинграде, и по-эстонски не говорит. Коллеги пытались лишить его статуса, но Малов оспорил решение районного собрания в суде и пока остается народным избранником. Выбор простой: либо эстонский паспорт, либо место в районном собрании.

Каким бы ни было решение суда, Алексей Малов обещает его исполнить немедленно. Кстати, тоже характерная особенность Псковской области. При таком большом количестве обладателей второго гражданства нарушителей нового закона в регионе почти нет. В этом году миграционная служба оштрафовала всего 38 человек.