Стратегия углеродного кредитования привела к росту выбросов парниковых газов

Само существование механизма совместного внедрения Киотского протокола привело к тому, что выбросы парниковых газов оказались на 600 миллионов тонн больше, чем могли бы быть

Само существование механизма совместного внедрения Киотского протокола привело к тому, что выбросы парниковых газов оказались на 600 миллионов тонн больше, чем могли бы быть
(фото Stockholm Environment Institute).

Схема углеродного кредитования, разработанная для сокращения выбросов в окружающую среду, оказалась причиной появления в атмосфере дополнительных 600 миллионов тонн парниковых газов. Почему так произошло и как избежать увеличения вреда для экологии в будущем, рассказали европейские исследователи.

Так называемое углеродное кредитование подразумевает выдачу сертификатов на выброс тонны углекислого газа или любого другого газа в другом объёме, действие которого на атмосферу Земли эквивалентно действию тонны СО2. Если какое-либо промышленное предприятие или государство превысило квоты выбросов, которые положены ему по Киотскому протоколу, оно обязано выкупить углеродные кредиты в соответствующем количестве. Соответственно, если какое-то промышленное предприятие внедрило улучшения в процесс производства и снизило количество выбросов, то оно может получить соответствующий сертификат, а затем перепродать его партнёру, меньше заботящемуся об экологии.

Выгода для всех очевидна. Промышленность уменьшает количество выбросов за счёт внедрения новых более полезных для окружающей среды технологий и заодно получает дополнительное финансирование для своего дальнейшего развития.

Такая стратегия, судя по всему, должна была сократить выбросы парниковых газов в окружающую среду, однако согласно новому исследованию, в реальности всё сложилось с точностью до наоборот.

Как выяснили авторы новой работы, виной всему — лазейка в механизме совместного внедрения Киотского протокола, которая позволила многим странам зарабатывать и продавать углеродные кредиты, которые на поверку оказались ненастоящими.

Дело в том, что механизм Киотского протокола вынуждает страны и их производства не снижать выбросы, а сжигать газы-отходы вместо того, чтобы выбрасывать их в окружающую среду (в этом случае эквивалентного CO2 газа получается меньше, чем установленная тонна). Стоимость кредита выше, чем стоимость подобного "уничтожения", в результате предприятие сжигает газ, а потом приобретает кредит на его снижение, оставаясь в выгоде от такого подхода. Лишние же кредиты, проданные затем на рынке, привели к общему увеличению выбросов в атмосферу.

Одними из нарушителей, согласно выводам исследователей из Стокгольмского института окружающей среды (SEI), оказались Россия и Украина.

"Существование механизма совместного внедрения Киотского протокола привело к тому, что выбросы парниковых газов оказались на 600 миллионов тонн выше, чем могли бы быть", — сообщают авторы исследования Ламберт Шнайдер (Lambert Schneider) и Аня Коллмусс (Anja Kollmuss).

Превышение нормы выбросов оказалось очень существенным. В одной только России четыре химических завода получили 28-33 миллиона "лишних" кредитов с 2011 года, отмечает Шнайдер. Лидером по количеству кредитов является Украина, за ней следует Россия. Вместе две страны обладают 90% мировых кредитов на выбросы. Напомним, что США, Китай и Индия, которые являются одними из самых крупных производителей парниковых газов, не подписывали Киотский протокол, то есть и вовсе не брали на себя обязательств по снижению выбросов.

Подробности исследования Щнайдера — в статье журнала Nature Climate Change и в официальном документе.

В настоящий момент климатологи и экологи больше всего обеспокоены последствиями Парижской конференции, на которой должен быть подписан новый международный климатический договор. Событие запланировано на декабрь 2015 года и может повторить ошибки предыдущих лет. Договор, который должен быть подписан на Парижской конференции, вступит в силу в 2020 году и заменит Киотский протокол.

Многие страны не хотят менять сложившуюся ситуацию. Это может привести к тому, что в будущем промышленные предприятия этих государств продолжат получать и продавать кредиты, которые не будут соответствовать фактическому сокращению выбросов.