Солнце встает на востоке. Реплика Аджара Куртова

Сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза и трансевразийского торгово-инфраструктурного проекта "Экономический пояс Шелкового пути", в перспективе, может привести к формированию общего экономического пространства на всем континенте, считает историк Аждар Куртов.

Сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза и трансевразийского торгово-инфраструктурного проекта "Экономический пояс Шелкового пути", в перспективе, может привести к формированию общего экономического пространства на всем континенте, считает историк Аждар Куртов.

История евразийского континента полна великих событий. Здесь рождались, достигали своего величия и уходили в небытие сотни цивилизаций. Далеко не обо всех из них большинство из нас имеет сколько-нибудь четкое представление.

Оно и понятно: по установившейся традиции со школьной скамьи нам преподавали историю с явным уклоном в евроцентризм. То есть, вся история человечества раскрывалась преимущественно на примерах из прошлого, в основном, европейских государств. Такой подход волей-неволей сформировал у нашего населения стойкое убеждение, что весь прогресс всегда на нашей планете исходил и может исходить только от Европы.

Между тем, страны Востока отнюдь не были каким-то захолустьем. Китай, Индия, арабский мир – все они в определенные периоды даже опережали в своем развитии Европу. Тот же Китай задолго до появления знаменитой Ост-Индской кампании стал организатором трансконтинентальной торговли.
Великий шелковый путь на протяжении многих столетий был не просто оживленной караванной тропой, по которой товары Востока попадали на рынки. Вдоль этого маршрута росли новые города, в которых появлялись новые производства.

Планы возродить на новой основе Великий шелковый путь возникли в 90-ые годы прошлого века. Проведя операцию по развалу СССР, американцы стремились закрепить свой успех. Замысел Вашингтона состоял в стремлении продолжать разрушать сложившиеся связи между бывшими союзными республиками. Для этого в обход России предполагалось проложить новые транспортные магистрали, проходящие по территории Центральной Азии и Закавказья.

Тем самым, под прикрытием красивой вывески, США хотели создать, ни много ни мало, инфраструктуру, пригодную в час Х для быстрой переброски войск. Объектом потенциальной агрессии в этой схеме, естественно, должна была стать, прежде всего, наша страна. Однако достаточного числа желающих участвовать в таких авантюрах найти не удалось.

Совершенно иной подход был предложен нашим восточным соседом – Китаем. Для Китая проект экономического пояса Великого шелкового пути — это своего рода исторический реванш. Как и полторы тысячи лет назад, Восток вновь перехватывает лидерство у Европы. Китайский локомотив не просто планирует повезти товары по возрожденным на новых технологиях транспортным магистралям. Эти магистрали, эти маршруты – всего лишь нити, на которых планируется, как на скелете, нарастить плоть новых хозяйственных объектов.

Естественно, возникает закономерный вопрос: "А собственно зачем это Китаю? И зачем этот проект России и странам Центральной Азии?" Пекин начал масштабную перестройку своей экономической и политической стратегии. Прежние подходы, предполагающие ориентированную на экспорт "мировую фабрику", перестали давать полноценный экономический прирост. А это обстоятельство усиливало риск внутренней нестабильности.
Ведь в Китае за последние три десятилетия существенное улучшение жизни затронуло далеко не все провинции страны.

На экспорт работали в основном приморские территории, а вот глубинка, особенно на северо-западе, не могла похвастаться серьезными успехами в своем развитии. Руководство КПК нашло весьма мудрое решение этой проблемы. Китай решил открыть для своих северных и западных провинций новый коридор возможностей в виде проекта экономического пояса Великого шелкового пути.

Но и для России этот проект открывает схожие возможности. Кооперация с Китаем позволит надеяться, что новый импульс получат самые разные отрасли народного хозяйства нашей страны. Например, уже прорабатывается проект совместного производства дальнемагистрального авиалайнера. Сейчас на мировом рынке доминируют "Боинги" и "Эйрбасы". Но рынок стран, расположенных на трассе Великого шелкового пути – очень емкий. А это значит, что в случае выпуска удачной модели самолета, спрос на него будет колоссальным.

Весомую прибыль можно будет получить и от оказания транспортных услуг. По прогнозам экспертов, она может достигать нескольких миллиардов долларов. Ведь в отличие от американских проектов, значительная часть магистралей должна пройти именно по российской территории. В том числе, планируется к реализации высокоскоростная железнодорожная магистраль.

Нынешняя конфигурация участников Евразийского экономического союза как нельзя лучше подходит для воплощения данных проектов. Из Китая через Казахстан и Киргизию в Россию, а далее через Белоруссию в Европу.

Объединение усилий Китая, обладающего самыми внушительными валютными ресурсами в мире, и стран, входящих в Евразийский экономический союз, выглядит в этом свете весьма перспективным. Не случайно солнце встает на востоке.