Тема:

Акции вандалов в России 3 года назад

Мефистофель пострадал от пророчества Маяковского

С точки зрения совершавших преступления против памятников, они совершенно правы. А акция с уничтожением Мефистофеля, видимо, является закономерной и справедливой. Так как здание было построено на месте дома, в котором проживала блаженная Ксения Петербуржская, и оно представляло угрозу духовности.

В феврале 2001-го года мы следили за лентой новостей, отказываясь верить сообщениям: на наших глазах, в режиме реального времени талибы муллы Мохаммеда Омара планомерно и спокойно уничтожали статуи Будды, высотой 55 и 37 метров, входившие в комплекс буддийских монастырей в Бамианской долине.

Страх, беспомощность, невозможность что-либо сделать, противостоять безумию вылились в досужие разговоры о варварах, поселившихся где-то далеко от цивилизации, воюющих за чужие и чуждые идеалы с историческими памятниками мирового масштаба. О всего лишь горстке потерявших разум, не подозревающих о том, что мы живем в просвещенном 21-ом веке.

Век развивался своим чередом. Порой трагическим (на личном, частном или на планетарном уровне), иногда милым, очаровательным, часто безысходном, временами забавном. А к подростковому возрасту, то есть годам к 13-14, век стало ломать и корежить. Пубертат запылал революционными порывами нетривиального толка: запретить шоу Мерлина Мэнсона в Москве, сорвать концерт группы Slayer.

Довольно быстро стало понятно, что это была лишь культурологическая репетиция. Скандалы с рок-кумирами затронули далеко не всех, поэтому было решено пойти дальше и сорвать спектакль "Идеальный муж" Константина Богомолова, вышедший на подмостках Московского художественного театра. А когда МХТ не внял угрозам, руководителю театра Олегу Табакову подбросили свиную голову.

Впрочем, то был всего лишь моральный ущерб. Век подрос и перешел к материальному, ощутимому. 14 лет назад, в том самом 2001-ом, невозможно было предположить, что мы станем свидетелями "заурядного" явления: в один из самых известных московских музеев – Манеж – не ворвутся, а совершенно спокойно войдут несколько молодых человек и примутся уничтожать культурное достояние своей страны. Что в результате их похода в музей две из четырех скульптур Вадима Сидура окажутся в таком состоянии, что им будет необходима длительная реставрация. Что спустя менее, чем две недели выставка "Скульптуры, которых мы не видим" подвергнется новому нападению.

Внезапно события возмужавшего XXI века стали происходить с неумолимой скоростью: одновременно со вторым погромом в столичном Манеже в Питере пострадавшим оказался Мефистофель. Доходный дом Лишневского на Петроградской стороне, более известный как "Дом с Мефистофелем" на глазах у всех лишился своего отличительного признака. С крыши шестиэтажного памятника архитектуры, никого не стесняясь со стороны фасада свесился рабочий и сбил Мефистофеля на землю.

С точки зрения совершавших все вышеперечисленные деяния, они совершенно правы. Чувство это подкреплено и формально: ни в одном случае не было возбуждено уголовное дело. А последняя акция и вовсе является закономерной и справедливой: считается, что здание было построено на месте дома, в котором проживала блаженная Ксения Петербуржская, так что со всей очевидностью представлял угрозу чьей-то духовности: ведь статуи Будды тоже угрожали богатому внутреннему миру талибов.

В 1929-ом году Владимир Маяковский сочинил поэму "Разговор с товарищем Лениным", где обратился к кумиру всех революционных деятелей с отчетом: "Товарищ Ленин, работа адовая будет сделана и делается уже". Поэтам свойственно видеть будущее. Не исключено, что Маяковский подозревал: совсем скоро сатанинский труд облачится в маску благодеяния и доброделания.