Черное золото дорожает: цены на нефть поддержали российскую валюту

После рекордного за 9 лет роста накануне, котировки нефти и сегодня продолжают двигаться вверх. Североморская смесь Brent преодолела отметку в 48 долларов. Многие аналитики поспешили выступить с позитивными прогнозами. Но стоит ли им верить, или расслабляться еще рано?

После рекордного за 9 лет роста накануне, котировки нефти и сегодня продолжают двигаться вверх. Североморская смесь Brent преодолела отметку в 48 долларов. Она прибавляет сейчас почти полтора процента и торгуется уже на уровне 48,35. Техасская WTI переступила отметку в 43 доллара. Октябрьские фьючерсы подорожали почти на два процента и продаются примерно по 43 доллара 36 центов за бочку. Российскую валюту поддержали нефтяные цены. Многие аналитики поспешили выступить с позитивными прогнозами. Но стоит ли им верить, или расслабляться еще рано?

Нефтяные котировки в четверг продемонстрировали самый большой однодневный рост за последние шесть лет. К закрытию торгов североморская смесь Brent прибавила порядка 9 процентов, подскочив до 47-74. Рост техасской WTI был еще стремительнее – больше 10 процентов. В результате на пике она достигла 42 долларов и 85 центов. Таким образом, цены откатились на уровень 19 августа.

Драйверов роста было несколько. Главный биржевой показатель Китая — "Шанхай композит" за день прибавил 5 процентов. Американские индексы также подросли. Но решающую роль сыграла информация о недельных запасах нефти в США. BP отремонтировала крупнейший НПЗ в Америке в несколько раз быстрее плана.

В результате — запасы нефти в Штатах упали на 5 с половиной миллионов баррелей, хотя в прогнозе был рост на 1 миллион. Эксперты поспешили обновить комментарии. Раньше они говорили, что большие запасы нефти означают низкий спрос на рынке. Теперь же пришлось признать: дело было также в том, что сырую нефть просто не успевали перерабатывать.

И если раньше на рынке царил негатив, то теперь эксперты расходятся в прогнозах, как на ближайшую, так и долгосрочную перспективу. Одни полны оптимизма, другие, напротив, призывают не питать ложных иллюзий. Например, в Eni не раз говорили о том, что котировки могут взлететь аж до двухсот долларов из-за тотального сокращения расходов на разведку и освоение недр. В Rystad Energy считают, что американским сланцевикам нужно пробурить 10 тысяч скважин, чтобы просто поддержать уровень добычи. При нынешних ценах — они этого себе позволить не могут. "Мы надеемся, что цены на нефть будут восстанавливаться и, что в 2016 году цена сложится около 63 долларов", — говорит Андрей Полищук, старший аналитик Raiffeisen Bank.

Даже энергетическая администрация США считает, что средняя цена на нефть в будущем году вырастет почти до 55 долларов за баррель. Что касается пессимистов, то их основной довод сводится к тому, что добыча в Штатах все равно остается на максимуме. А в сентябре, по данным "Коммерсбанка", американские НПЗ могут снизить объемы переработки. В результате цены снова пойдут вниз. "Каждый раз такой рост происходит через один-два дня после того, как на рынке случаются крупные потрясения, и поэтому рост цены на нефть сейчас следует воспринимать с долей скептицизма", — говорит Катрина Лэмб, руководитель департамента инвестиционной стратегии MV Financial.

По ее словам, каждый подобный рост происходит через один-два дня после крупных потрясений на рынке. Поэтому смотреть на стремительный взлет нефтяных котировок следует все-таки с изрядной долей скептицизма. Между тем, на котировки продолжает давить политика ОПЕК. Нисходящая динамика берет начало в августе прошлого года. ОПЕК по инициативе Саудовской Аравии решил во что бы то ни стало сохранять долю рынка. Уровень добычи даже несколько повысили, чтобы оказать давление на американских сланцевиков. Сама Саудовская Аравия поставила исторический рекорд по объемам добычи. При этом, у Венесуэлы и Нигерии, где добыча стоит дорого, уже большие проблемы.

Финансовый кризис в Венесуэле уже грозит перерасти в политический. Президент страны призывает собрать экстренное совещание ОПЕК, пригласив при этом Россию. Николас Мадуро уверен, что стратегию по борьбе с падением нефтяных цен нужно разрабатывать уже сейчас, не дожидаясь декабря. Barclays считает, что и сами саудиты при низких ценах долго не продержатся. Ведь Саудовская Аравия – самая что ни на есть сырьевая экономика. 90 процентов доходов страны – это экспорт нефти. Королевскому дому нужно держать риал в привязке к доллару и обеспечивать огромные социальные расходы.

В результате, все 655 миллиардов долларов ЗВР могут закончиться у этой страны уже в 2018 году. То есть, Эр-Рияду нужно гораздо больше 50 долларов за баррель. Однако саудиты ведут себя как заправские игроки в покер. Они строят хорошую мину при плохой игре: совершенно не реагируют на призывы более слабых стран к экстренным мерам и стараются не делать резких движений.