"Транспорт": горячий сезон, новинки в Жуковском и профессия – супервайзер

Конец августа – самое пиковое направление для транспортной инфраструктуры. Российские туристы обычно планируют свой отпуск так, чтобы вернуться домой как раз к концу этого месяца. Авиасалон в Жуковском: российские компании представили массу новинок.

Конец августа — самое пиковое направление для транспортной инфраструктуры. Российские туристы обычно планируют свой отпуск так, чтобы вернуться домой как раз к концу этого месяца. Как российские перевозчики справляются с резко возрастающим пассажиропотоком? Авиасалон в Жуковском: российские компании представили массу новинок, которые поднимутся в небо уже в самое ближайшее время.

В этом году спрос на южные направления нашей страны побил все рекорды. По данным сервисов по продаже билетов, рост запросов на полеты в Адлер составил почти 90%. В Минеральные воды – 126%. В Анапу – 150%. Но больше всего увеличился спрос на Симферополь – в 6 раз.

Традиционно пик загруженности приходится на конец августа. Россияне по привычке планируют свой отпуск, чтобы вернуться домой к началу учебного года.

Сочи, Анапа, Симферополь – горячие точки на транспортной карте страны. И без того популярные южные российские курорты в конце лета переживают значительный приток туристов.

"Если сравнивать первую неделю августа и последнюю неделю августа — пассажиропоток у нас возрос на 20 процентов. Если сравнивать с уровнем прошлого года, действительно, за летние перевозки мы увеличили свой пассажирооборот", — говорит начальник транспортно-логистического центра пассажирских перевозок ОАО "ФПК" Алексей Жигунов.

Железнодорожники к пиковому сезону готовы. Мониторинг наличия билетов производится ежедневно. Как только возникает угроза дефицита, тут же вступают в силу резервы – дополнительные вагоны и даже составы. Специально для них подгоняется и расписание.

"На последнюю декаду августа мы дополнительно с черноморской акваторией назначили порядка 30 поездов, мы прицепили к существующим поездам порядка сорока вагонов дополнительно, чтобы вывезти пассажиров, и плюс к этому у нас работает на этом маршруте двухэтажный подвижной состав, который снимает нагрузку", — отмечает Алексей Жигунов.

Авиакомпании работают по схожему принципу. Впрочем, для них все лето сезон пиковой нагрузки. Но к увеличенному потоку пассажиров перевозчики готовятся заранее. Например, в этом сезоне "Аэрофлот" по маршруту Москва-Симферополь-Москва в некоторые дни планировал сразу 9 рейсов.

"Если мы видим, что пик идет как раз в конце августа, то мы увеличиваем количество рейсов, кроме того, мы ставим суда большей вместимости. К примеру, если мы видим, что идет пик сезона, мы можем поставить вместо А320 — А330, самолет с большим количеством кресел", — сообщил пресс-секретарь группы компаний "Аэрофлот" Максим Фетисов.

При этом, как заявляют авиаперевозчики, никакого дефицита с билетами нет. Разве что дешевые найти сложно: самые выгодные предложения раскупаются за несколько месяцев до вылета. Тем более, на некоторых направлениях глубина продаж составляет от 6 месяцев до года. Но даже в самый последний момент билеты можно будет найти.

"Мы всегда рекомендовали пассажирам планировать свой отпуск, каникулы и приобретать билеты заранее – лишь потому, что для них это будет выгодно", — напоминает Максим Фетисов.

Мы специально посмотрели на сайтах по продаже билетов. Действительно, даже в пятницу, 29 августа, в продаже были авиабилеты из российских курортов в различные города страны и на субботу, и даже на воскресенье. Железнодорожные билеты также удалось найти: в четверг вечером можно было взять билет на пятницу с отправлением буквально через несколько часов.

Впрочем, есть тип туристов, которые больше всего ценят свободу передвижения и отправляются на отдых на своем транспорте. Но, планируя возвращение домой на последние дни августа, они рискуют как раз этой свободой поступиться. Пробки, образовавшиеся как раз из таких вот автолюбителей, могут поджидать их везде: начиная чуть ли не с пляжа и заканчивая подъездом к родному городу.

"Когда граждане выезжают домой, они должны посмотреть, какое оптимальное время, а иногда даже выбрать оптимальный день, чтобы меньше времени провести в пути. Многие люди говорят: например, ночью я поеду, и он со своей семьей, с детьми едет ночью, но в то же время днем где-то остановились, отдохнули, искупались, и вот он утомленный едет, и это влияет на безопасность дорожного движения", — считает Антон Цветков, председатель комиссии по безопасности Общественной палаты РФ.

Но самое главное правило при планировании отпуска: помнить, что дорога – немаловажная его часть. И от правильной подготовки, а также выбора дат зависит – не потребуется ли вам после возвращения домой дополнительная пара дней отдыха.

А сейчас перемещаемся в подмосковный Жуковский. В эти дни там проходит очередной Международный авиакосмический салон. Ведущие российские и мировые производители собрались для того, чтобы показать товар лицом.

Например, макет новейшего российского пассажирского самолета МС-21. Летный экземпляр авиалайнера в эти дни собирают в Иркутске. Запчасти изготавливают в Ульяновске. В свой первый полет машина отправится в середине следующего года. Покупатели уже заказали 175 таких самолетов. Контракты еще на 98 находятся в процессе согласования. Будущий авиалайнер наделал много шума, в первую очередь, своими техническими характеристиками. По сравнению с аналогичными судами, МС-21 будет экономить топливо на 25 процентов. Только один такой самолет ежегодно сможет приносить авиакомпаниям 4 миллиона долларов дополнительной прибыли в год.

"Ну, во-первых, это композитное крыло высокого удлинения. Оно, конечно, дало прирост топливной эффективности, что само по себе, также облегчило самолет. Потому что, по сравнению, скажем, с самолетами Boeing 737NG, мы на три тонны легче, и плюс мы еще везем порядка 25 пассажиров дополнительно", — уверяет Кирилл Будаев, вице-президент корпорации "Иркут".

Еще одна новинка — тренажер для подготовки летного персонала, который будет летать на МС-21. Правда, обычному человеку он больше напоминает аттракцион по просмотру 4D-роликов. Внутри все точь-в-точь, как в кабине настоящего самолета – системы управления, датчики. А во время имитации полета даже рельеф местности кажется настоящим. Но на самом деле это всего лишь электронная карта.

"Самолет постоянно видоизменяется — конструктивно, математически, программно. Тренажер постоянно догоняет эти все переработки. И, естественно, предоставляет возможность летному персоналу заранее готовиться", — говорит Владимир Алымов, начальник отделения разработки систем обучения корпорации "Иркут".

Потенциальные заказчики и пассажиры по достоинству оценили и новинку, представленную авиационным конструкторским "Бюро Туполев". Такой макет салона лайнеров Ту-204/214 демонстрирует различные варианты интерьера и постановки кресел. Отделка – от простой до самой изысканной в золотых тонах. Теперь все эти комплектации можно увидеть в натуральную величину.

"Основная идея макета заключалась в том, чтобы посмотреть в визуализации самолета не просто на экране монитора или компьютера, а именно погрузить человека в объем самолета. Фюзеляж сделан по размерам настоящего самолета, который подходит и под Ту-204 и под Ту-214", — пояснил Иван Шашков, заместитель начальника центра технологий автоматизированного конструирования и дизайна ПАО "Туполев".

По прогнозам, в течение ближайших 20 лет в мире будет продано более 38 тысяч воздушных судов почти на 5 триллионов долларов. Российские предприятия в очередной раз доказали, что вполне могут конкурировать с крупнейшими зарубежными игроками авиастроительного рынка. Общая сумма контрактов, подписанных на салоне в Жуковском, только на Sukhoi Superjet 100 превысила 1 миллиард долларов! Большой интерес к данному авиалайнеру проявили Египет, Иордания, Объединенные Арабские Эмираты.
Еще одним гвоздем салона стала новая машина от холдинга "Вертолеты России".

Российский Ми-38 — машина средней грузоподъемности нового поколения, ее можно использовать в любых климатических условиях. Это один из самых автоматизированных гражданских вертолетов в мире. В нем установлен цифровой пилотажно-навигационный комплекс.

Бортовое оборудование новейшего вертолета позволяет пилотам вести машину в сложных условиях, совершать автоматический полет и стабилизироваться во всех режимах. Эта машина универсальна: она может быть использована и как пассажирский, и как грузовой транспорт, и даже как воздушный госпиталь. Новинкой уже заинтересовались российские военные и заявили, что найдут применение машине в Арктике.

Супервайзеры

Теперь отправимся в действующий аэропорт, где обслуживают машины, которые уже сейчас перевозят пассажиров. Как правило, между посадкой и взлетом самолета проходит всего несколько часов. За это время нужно успеть очень многое: разгрузить и погрузить багаж, заправить машину, провести уборку салона. Руководит этим процессом человек с необычной для авиации профессией — супервайзер. В чем суть его работы?

Аэропорт. 9 часов утра. Это Денис Ерпылев. Он уже 7 лет работает супервайзером. А это борт 675 из Екатеринбурга. Он приземлился всего 5 минут назад, но ровно в 10:30 этот авиалайнер снова отправится в небо — обратно в Екатеринбург, но уже с другими пассажирами на борту. А значит на подготовку воздушного судна к полету у супервайзера Дениса максимум полтора часа. Первый этап — визуальный осмотр фюзеляжа.

Если снаружи самолета все в порядке, супервайзер разрешает высаживать пассажиров. Он же следит, чтобы все они благополучно сели в автобус. Кстати, количество автобусов и время их прибытия – тоже на совести супервайзера. Если на входе или в салоне возникла давка, винить будут его. Тем временем с другой стороны самолета уже началась разгрузка багажа.

"Багаж летит в разные места, пункт назначения — не конечный у этого рейса, поэтому багаж располагается соответствующим образом. В первую очередь, грузится багаж, который у нас летит до конечной точки назначения, поэтому, если его перемешать, для багажа — ничего страшного, но для пассажиров — потерянное время, нервотрепка", — говорит супервайзер аэропорта Денис Ерпылев.

В среднем для обслуживания одного воздушного судна нужно около двух десятков различных наземных транспортных средств. От машины сопровождения до телетрапов и заправщиков. Их нужно правильно припарковать возле самолета, продумать время прибытия и план работы. Так что супервайзер – это одновременно и регулировщик, и парковщик, и логист.

Особенность профессии супервайзера – он не имеет права делегировать полномочия. То есть, должен делать все сам. К примеру, перед погрузкой багажа нужно обязательно самому залезть в багажный отсек.

За те полтора часа, что самолет готовился к вылету, Денис прошагал вокруг самолета почти 10 километров, 89 раз воспользовался рацией, отдал 56 распоряжений и 62 раза посмотрел на часы. Человек с такой профессией просто вынужден идти в ногу со временем.
Когда все предполетные процедуры закончены, супервайзер еще раз проверяет фюзеляж и отдает последнюю команду пилотам: "Судно к взлету готово".