В Мьянме запретили многоженство

Президент Мьянмы подписал закон, запрещающий многоженство на всей территории страны и вводящий уголовную ответственность за проживание более чем с одним супругом. Закон вызвал критику со стороны правозащитников, которые уверены, что он направлен против местных мусульман-рохинджа.

Президент Мьянмы подписал так называемый Закон о Моногамии, запрещающий гражданам страны иметь более одного супруга. Закон был принят парламентом еще 26 августа, однако после этого отправлен президентом на доработку. Закон официально запрещает жителям Мьянмы иметь более одного супруга и предусматривает наказание за фактическое проживание с несколькими сексуальными партнерами.

Закон о Моногамии является четвертым законом, предложенным правительству Комитетом по защите национальности и религии (который также известен как "Ма Ба Та"). Предыдущие законы наложили ограничения на процесс принятия другой религии, а также на заключение союза между представителями разных конфессий. Четвертый законопроект пока не принят: он предлагает установить для женщин ограничение рожать не более одного ребенка раз в три года.

Принятие этого закона, как и двух предыдущих, встретило резкую критику со стороны правозащитников. По их словам, все четыре закона, предложенных "Ма Ба Та", являются чистой воды дискриминацией по отношению к проживающим в стране мусульманам – их количество оценивается примерно в 3 из 55 миллионов мьянмарцев. Значительную часть из них составляют мусульмане-рохинджа, проживающие в штате Ракин на западе страны.

"Ма Ба Та" появилась в начале 2014 года, став очередной организацией, объединившей сторонников буддистского национализма, ядром которого являются монахи школы Тхеравада. Именно защита этой школы и стала главной задачей организации, объединившей монахов разных взглядов. Часть из членов "Ма Ба Та" в прошлом состояли в радикальной буддистской организации "969", отметившейся своей ролью в мусульманских погромах в штате Ракайн, жертвами которых стало около 200 человек, и еще около 140 тысяч были вынуждены покинуть свои дома.

Поскольку большую часть "Ма Ба Та" составляют монахи, которые по конституции страны не имеют права голоса на выборах, организация отрицает свою причастность к каким бы то ни было политическим силам. Однако действия ее лидеров говорят о том, что как минимум взаимодействие между ними существует.

Об этом говорят две встречи, произошедшие этим летом между представителями власти и авторитетными монахами, возглавляющими движение. Первая прошла в июле рядом со знаменитой Пагодой Шведагон в Янгоне. А буквально несколько дней состоялось торжественное празднование годовщины со дня образования движения, на котором монах Бхаддамта Вимала призвал своих сторонников поддержать на выборах, которые пройдут в ноябре, правящий Союз солидарности и развития. Вимала объяснил это тем, что приход к власти "незрелой оппозиции может повредить нашей незрелой демократии", поэтому правительству Тен Сейна нужно "дать еще один срок".

Связано ли это заявление лидера "Ма Ба Та" с принятием предложенных ей законов, неизвестно. Тем не менее, уже сейчас многие наблюдатели начинают задаваться вопросом о том, насколько далеко может зайти сотрудничество властей с националистами. Причем этот вопрос имеет ключевое значение не только для Мьянмы, но и для других стран региона. Серия погромов в Ракхайне спровоцировала массовое переселение рохинджа в Бангладеш, где им, впрочем, оказались не рады.

Отчаявшиеся мусульмане стали бежать в Таиланд, чтобы оттуда потом переправиться в Малайзию и Индонезию. Однако по пути они продолжали подвергаться унижениям: их убивали, насиловали, заставляли бесплатно работать на рисовых плантациях и нелегальных рыболовных судах. После того, как в джунглях Таиланда было обнаружено массовое захоронение нелегальных мигрантов, тайское правительство начало разворачивать суда контрабандистов, на которых плыли мигранты, обратно в море.

После того, как примеру Таиланда последовали Малайзия и Индонезия, в Юго-Восточной Азии разразился настоящий гуманитарный кризис: около 8 тысяч человек оказались запертыми в открытом море без еды и воды. И хотя в конце концов власти мусульманских стран согласились сделать исключение для своих единоверцев, положение тех, кто остался в Мьянме, это никак не улучшило. По нынешним законам рохинджа считаются потомками нелегальных мигрантов из Бангладеш, и поэтому не имеют права на получение гражданства, что делает представителей этой народности одним из самых угнетаемых меньшинств на планете.