Тема:

Мигранты в законе 3 месяца назад

Кризис превращает мигрантов в преступников

Всплеск преступности – наиболее острая примета кризиса, следствие роста безработицы. И в этом отношении самыми незащищенными оказались трудовые мигранты. Как обманывают часто бесправных людей? Что толкает их на преступления? И почему, даже если хотят, они не могут покинуть пределы России?

Всплеск преступности – наиболее острая примета кризиса, следствие роста безработицы. И в этом отношении самыми незащищенными оказались трудовые мигранты. Как обманывают часто бесправных людей? Что толкает их на преступления? И почему, даже если хотят, они не могут покинуть пределы России?

Если бы принимали экзамены по приготовлению плова, то эти ребята, наверняка сдали бы его с первого раза. Однако к школьной доске их привело другое – бригада узбекских гастарбайтеров просто ремонтирует классы. Живут здесь же, поставив под портретами классиков двухэтажные кровати. Все бы ничего, но неожиданный рейд миграционной службы испортил весь перерыв.

Будь документы в порядке, "ремонтный участок" для мигрантов можно было назвать островком благополучия. На других объектах с иностранными рабочими начали расставаться в массовом порядке без всякой церемонии. "Если мы уволены, нам должны отдать трехмесячное пособие. А работодатели не хотят и требуют, чтобы мы написали "по собственному". Как это написать?! Наши дети дома голодают", – говорит гастарбайтер Умар.

Из-за кризиса остановились краны на многих стройплощадках Москвы, и в гастарбайтерах перестали нуждаться. Многие иностранные рабочие оказались просто в безвыходной ситуации: работы нет, денег не заплатили, уехать на родину не на что. Остаться тоже не получается, потому, что разрешение на работу закончилось. Гастарбайтеры жалуются, что управу на работодателей найти не получается, зато милиция и ФМС увеличили количество рейдов по выявлению нелегалов, чтобы те без дела в Москве не слонялись. "По сводкам насчитывается колоссальное количество преступлений, совершаемых иностранными гражданами", – рассказал участковый инспектор Антон Власов.

Самое распространенное преступление – нападение на женщин в темном переулке. Отбирают обычно сумочку и телефон. "Один начал бить по лицу и кричать: "Заорешь – застрелю, мамой клянусь", – вспоминает потерпевшая Ольга Кузьмина. Грабители напали еще на нескольких женщин в одном из районов столицы, уж больно он им показался привлекательным. Через день их там же и задержали. В милиции они говорили, что просто остались без зарплаты.

А вот данные к оперативному совещанию по мигрантам у мэра Москвы. Они не такие шокирующие. За прошедшею неделю к уголовной ответственности в столице не привлечено ни одного иностранного гражданина, зато штрафов взыскано на три миллиона рублей. Выгодное это дело, охота на гастарбайтеров. "Возбуждается статья о подделке документов. Потом договариваются на уровне мигрантов: ты ничего не бойся, подпиши вот это, пойдешь в суд, там определят штраф. Так вот и происходит", – отметил адвокат, председатель комиссии Общественной палаты РФ по контролю за деятельностью правоохранительных органов Анатолий Кучерена.

Тех, у кого не в порядке с документами, привозят в центр временного содержания. Там мигранты ждут решения суда. После штрафа – депортация. Некоторые считают, что это чуть ли не лучший выход из их ситуации. На окнах – решетки. Прогулки – строго по расписанию. Но, как уверяют сотрудники милиции, сюда чуть ли не очередь. Некоторые гастарбайтеры только здесь впервые за долгие месяцы нормально поели. "Люди остались без работы. Они не хотят быть бомжами или идти на криминал. Идут в суд с просьбой отправить их на родину в связи с нехваткой денег", – пояснил заместитель начальника центра содержания иностранных граждан ГУВД по Москве Юрий Овчинников.

В Россию попасть на работу не так-то просто. И уехать не легче. Тех, кто наскреб деньги на обратный билет, нередко с поезда перед самой границей снимает милиция, утверждая, что у мигрантов фальшивые въездные документы. В Астраханской области скопилось уже несколько сотен граждан Средней Азии, которые вынуждены жить где придется: на вокзалах, в подвалах или просто на улице. "314 человек совершили преступления. Человека привозят на дознание. Дознаватель возбуждает уголовное дело. При всей любви к гастарбайтерам он не может забрать их домой. И у нас нет финансирования, чтобы поселить их в гостиницу", – подчеркнул заместитель начальника линейного УВД на транспорте Астрахани Сергей Суриков.

Толпы иностранцев на российской границе без средств к существованию вынуждены неделями ждать решения суда. Руководитель Федеральной миграционной службы, узнав о случившемся, устроил подчиненным форменный разнос: "Почему такой бардак?!" Из-за такого бардака, считает руководитель ФМС Константин Ромодановский, и формируются негативное общественное мнение о всех иностранных рабочих, как о потенциальных преступниках. "Я абсолютно уверен, что к нам приезжают, особенно граждане стран СНГ, трудиться. Их цель – трудиться, а не воровать, не убивать", – заявил Ромодановский.

У Азама Ганиева в России складывалось все как нельзя лучше – работал на базе кладовщиком с зарплатой в 22 тысячи рублей. И кризис был нипочем. Но оказалось, что и у него "неправильные документы". Теперь почти месяц ждет в камере, когда оформят на него бумаги для депортации в Узбекистан. Времени свободного столько, что вспомнил о своей подзабытой специальности филолога и начал писать стихи. Потеряв работу и возможность в течение пяти лет посещать Россию, Азам Ганиев не расстраивается: наконец-то он вернется в Самарканд к своей жене и детям, которых не видел долгие годы.